Современные тенденции в развитии негосударственного образования в Москве: технологии открытого образования в частной школе АНО ДПО Открытое образование

Современные тенденции в развитии негосударственного образования в Москве: технологии открытого образования в частной школе

/ Просмотров: 5008

 

Соколов А.А.

Директор ЧУ СОШ «Образование плюс»

Калашникова М.А.

Заместитель директора ЧУ СОШ «Образование плюс» по УВР

 

Сегодня в свете серьезной модернизации содержания и структуры школьного образования на передний план выходит принцип открытого образования. Каковы базовые характеристики открытого образования в нашей частной школе?

Прежде всего - это  создание условий и обеспечение возможностей школьнику приобрести такие умения и навыки, получить такие знания, благодаря которым он сможет принимать эффективные решения в максимально разнообразных реальных жизненных проблемных ситуациях. Отсюда - предельная вариативность того учебного материала, на котором строится конкретная работа с учеником в зависимости от его персональных предпочтений, условий организации процесса работы и возможностей самого педагога (тьютора), осуществляющего образовательный процесс.

Может возникнуть вопрос, а чем же наши подходы отличаются от принципов работы государственного школьного института (смотри приложение №1). Судите сами - наш анализ развития негосударственного сектора  образования  в разные  годы  социально- экономических преобразований в России показал, что:

  • негосударственная  школа по своей сути  не является противопоставлением государственной системе образования, она расширяет границы  возможностей последней за счёт гибкости реагирования на  интересы и запросы  различных прослоек  общества и социальных групп;
  • негосударственная  школа решает  задачи поступательного  развития общества, обращая особое внимание на работу с  одарёнными детьми, формируя тем самым элиту общества;
  • создание разнонаправленных средних образовательных учреждений способствовало  решению  проблемы индивидуального выбора школы и согласования интересов участников образовательного процесса с условиями обучения и воспитания;
  • некоторая  независимость негосударственной  школы от государственного регламентирования  и контроля образовательного процесса позволяет ей проводить  педагогический эксперимент, поиск инициатив, творчества и мастерства;
  • негосударственная школа  строилась и строится на основе открытости для общественности,  различного педагогического Российского  и зарубежного опыта;
  • негосударственная  школа в современном обществе позволяет снимать некоторое   социальное напряжение в обществе, она  даёт свободу выбора в плане выбора путей получения образования детей.

 

В связи с тем, что государственная система образования не всегда способна справиться со всеми  проблемами, которые встают  перед ней, а именно: низкое качество образования,  неэффективное использование имеющихся  ресурсов  и мн. др.,  именно частная школа может серьезно продвинуться в решении данных проблем. По мнению И.Д. Фрумина, «в последние несколько десятилетий во многих странах государство объединяет усилия с негосударственным сектором образовательных услуг, который берет на себя часть нагрузки по реализации тех или иных функций образования. Такая кооперация позволяет государству экономить средства, добиваться более высокого качества образования[1]».

Именно поэтому, абсолютное  количество обучающихся в  частных школах  Москвы с 2003-го года стабильно растёт со средним приростом 8,5% ежегодно[2].  При таком росте количества учащихся, а также из-за снижения темпов роста количества самих школ, среднее количество детей в одной школе выросло с 85 чел. в 2004 г. до 122 чел. в 2010 г. И наша школа тому яркий пример, мы в данном секторе успешно и эффективно с 1991 года.

Важно отметить, что в районе, где находится наша школа, стабильно существует спрос на услуги нашего негосударственного образовательного учреждения. Это обусловлено нашим преимуществом в виде более индивидуального подхода к детям, их потребностям, запросам родителей, реализации методов личностно-ориентированного обучения. Этот спрос, по нашим прогнозам, будет продолжать расти.

 

Также, по мнению И.Д. Фрумина, негосударственные школы  позволяют удовлетворить повышенный  спрос на услуги образования, «особенно в условиях бюджетного дефицита,  способствуют повышению стандартов качества и эффективности обучения. От государственных школ, не способных обеспечить доступность для всех качественного базового образования, частные школы отличаются финансовой эффективностью, быстротой реагирования на возникающие проблемы, высоким уровнем подотчетности».[3]

У нас в школе, существует такая форма организации педагогической деятельности, которая позволяет обеспечивать устойчивую  позицию нашего   общеобразовательного учреждения  на рынке образовательных услуг г. Москвы в современных условиях. Эта форма   достигнута главными  элементами организационно-педагогических условий деятельности:

  • маркетинговое соответствие образовательных услуг в фокусе «спрос-предложение»;
  • определенная образовательная среда, которая способствует  развитию индивидуальных способностей и возможностей каждого обучающегося;
  • взаимодействие и сотрудничество всех потенциальных  участников образовательного процесса;
  • коллектив, который  гибко и оперативно реагирует на изменения образовательного пространства и потребностей рынка;
  • здоровьесберегающее направление обучения и воспитания;
  • деятельность в условиях  «школы полного дня».

Организационно-педагогическая система рассматривается нами как совокупность подсистем, каждая из которых также представляет   сложную структуру: дидактическую, воспитательную, материально-технического обеспечения образовательного процесса, самоуправление, административное управление. Система в целом работает эффективно только  при условии успешного взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности.

Мы уделяем особое внимание образовательным программам как основному средству продвижения школы.  Именно набор образовательных программ является главной отличительной особенностью нашего учебного заведения, нашей «фишкой», позволяющей нам конструировать открытое образовательное пространство.

Мы полагаем, что открытое образовательное пространство - это упорядоченные устойчивые взаимоотношения школьника с открытой социально-познавательной средой. Особая организация открытого образовательного пространства является для нас важным условием для привлечения учащихся и, следовательно, для популяризации школы, её успешной деятельности. Для нас, открытое образовательное пространство включает в себя, с одной стороны,  совокупность образовательных возможностей определенной  среды, с другой, - возможность каждого участника образовательного процесса   «вычерпывать» из данного пространства то, что для него лично имеет  смысл.

 

Для реализации этих задач мы у себя в школе прибегаем к специальным технологиям, внедрение которых в образовательный процесс помогает нашим обучающимся (конечно, с учетом возрастной специфики) в решении проблемных ситуаций как в классе, школе, так и за их пределами. Образование, направленное на результат  предлагает принципиально изменить подход к трансляции каких бы то ни было знаний. Прежде всего -  создать в образовательной практике такие условия, в которых рождаются знания, и происходит их переосмысление, а не используются только готовые алгоритмы действия, приводящие к результату. Постановка и решение проблемных  задач является ярким выражением этой новой образовательной практики. Решение проблемной  задачи это фактически восстановление всех возможных контекстов и обстоятельств возникновения того или иного знания, любого предмета.

Сегодня, в  связи с введением деятельностного подхода, уже происходит изменение содержания образования и возникает потребность изменения механизма оценивания полученных знаний. В нашей школе эти процессы начались задолго до введения стандартов нового поколения. Мы готовим наших ребят к существованию в проблемной ситуации с сохранением и приумножением их личностного ресурса. Мы говорим сегодня, что разрабатываем новые формы, позволяющие обеспечить следующие эффекты:

  • самоопределение и взросление (за счет формирования личных и групповых задач);
  • освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе и неаудиторные формы образовательной деятельности: урочные, проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части  учебного (образовательного) плана образовательного  учреждения;
  • освоение надпредметных понятий через урочную, внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности; практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественно полезного социального опыта;
  • развитие ответственности и самостоятельности (за счет адекватного разделения ответственности);
  •   развитие навыков ориентации в пространстве и получение опыта освоения нового незнакомого пространства (за счет самостоятельного выполнения исследовательских заданий);
  •   формирование субъектного отношения к себе, окружающей действительности (за счет обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и идей);
  •    реализация своего потенциала в пространстве (за счет активного вовлечения в различные образовательные мероприятия);
  •   расширение границ культурного самосознания (за счет интерактивного формата программы).

 

Приведем конкретный пример.

Одной из форм такой работы является проведение в школе интенсивных образовательных сессий на основе образовательной технологии «Интенсивная образовательная сессия». В основе такой технологии лежит модель «Образование, направленное на результат» – новая институциональная форма образования, построенная на кооперации разных классов или самой школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами с целью обеспечения открытого образования, в основе которой заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». Таким образом, мы уходим от рутины освоения знаний, полученных путем обобщения существующего опыта, и приходим к творчеству порождения собственного знания.

Образовательная технология «Интенсивная образовательная сессия» направлена на многостороннее интеллектуальное развитие детей, формирование фундамента их дальнейшей учебы и жизни. Исходный элемент образовательной технологии – коллективное построение возможных пространств и возможных решений. Работа с такими «возможными пространствами» происходит в форме решения «задач компетентностной практики»  – специальных заданий, которые формулируются так, чтобы вступать в противоречие с привычным образом мыслей, как детей, так и взрослых участников. Задача, как правило, звучит так, что решить ее, на первый взгляд, совершенно невозможно. Другое непременное требование к задаче интенсивной образовательной сессии – ее принципиальная новизна. Никто не знает, как она должна решаться (за исключением авторов), решение появляется в живом общении в процессе живого мышления. Построение возможного пространства – базовый процесс интенсивной школы, в который включаются все участники. В результате появляются разные решения одной задачи.

 

Так, совсем недавно у нас в школе (декабрь 2013 года) прошла интенсивная образовательная сессия (ИОС)для учащихся 10 класса «Углубление в профиль», которая длилась 3 дня. Для полного понимания приведем цели и задачи этой ИОС:

Цель:организация интеллектуальной деятельности по профилям обучения для формирования знаниевого компонента, коммуникативных и личностных компетенций.

Задачи:

1. Выявление личных, потенциальных ресурсов обучающихся каждого профиля.

2. Продуцирование и обоснование образовательных ситуаций.

3. Разработка содержания и форм внеурочной работы с учащимися профильных классов (учебное содержание ориентировано на индивидуальный прогресс ученика).

4. Самоопределение и взросление (за счет формирования личных и групповых задач).

5. Освоение ключевых компетентностей через неаудиторные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские.

6. Освоение надпредметных понятий через внеурочную образовательную деятельность: практическую деятельность учащихся в целях приобретения общественно-полезного социального опыта.

7. Развитие ответственности и самостоятельности (за счет адекватного разделения ответственности).

8. Развитие навыков ориентации в пространстве и получение опыта освоения нового незнакомого пространства (за счет самостоятельного выполнения исследовательских заданий).

9. Формирование субъектного отношения к себе, окружающей действительности (за счет обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и идей).

10. Реализация своего потенциала (за счет активного вовлечения в интеллектуальную мыследеятельность).

11. Расширение границ культурного самосознания (за счет интерактивного формата интенсивной образовательной сессии (ИОС)).

 

Было сформировано несколько команд по существующим в классе профилям обучения. Надо сказать, что в классе каждый ученик обучается по своему индивидуальному учебному плану выбранного профиля обучения. Таким образом, в классе отрабатывается 5 профилей обучения, при наполняемости класса в 10 человек.

В ходе игры, а это именно образовательная игра, произошла интеграция физико-математического профиля и физико-химического в одну команду, социально-гуманитарного и социально-экономического профилей тоже в одну команду. Еще была команда филологического профиля. Каждая команда в первый день проводила исследование поставленной проблемы, презентовала продукт исследования. Команды имели своих игротехников (научных руководителей профиля). По итогам первого дня по набранным баллам в результате рефлексивной оценки учащихся, игротехников, экспертов распределились места.

Во второй день каждая команда получила задание расширить проработанные исследования по профилям, найти точки соприкосновения с другими профилями. После подготовительного этапа состоялась научная конференция, на которой были яркие презентационные выступления команд, жаркие дебаты, рефлексия выступлений. Второй день, так же закончился оценкой деятельности команд. Результаты были самые неожиданные. Третий заключительный день состоял из итоговой пресс-конференции, на которой команды говорили о перспективах изучения каждой темы, каждого профиля, разрабатывали проекты будущего.

 

Опираясь на рабочее определение технологий открытого образования и анализируя конкретные образовательные технологии, применяемые в нашей школе, можно акцентироваться на необходимых моментах, которые должны учитываться при разработке и внедрении в образовательное пространство школы технологий открытого образования.

  1. Для того чтобы у ребят были более широкие возможности для конструирования индивидуальных образовательных программ, необходимо использовать модульные технологии.
  2. Технологии открытого образования должны предоставлять возможность не жесткого педагогического формирования, а более мягкого сопровождения со стороны педагога-тьютора.
  3. Технологии открытого образования в качестве обязательного элемента должны содержать возможность и необходимость рефлексии как условия перехода от образования к самообразованию.

 

Резюмируя - основная идея открытого образовательного проекта в «Образование плюс» заключается в использовании потенциала технологий открытого образования с целью стимулирования и поддержки процессов развития нашего образовательного учреждения как целостной системы посредством комплексного изменения управленческой деятельности учения, обучения и собственно управления.

 

Огромную помощь в корректировке наших ориентиров оказали эффективные партнерские отношения с Центром ОС «Школа 2100», НИУ ВШЭ, Гильдией открытого образования, членами совета которой стала наша школа, экспертами НФПК, МГПУ, Открытой русской школы (дистанционное обучение). Экспертно-консультационное сопровождение проекта создания открытого образовательного пространства школы осуществляют специалисты НИУ ВШЭ, Гильдии Открытого образования, задавая контекст реализации нашего проекта. Совместная работа позволила правильно выбрать приоритеты, обеспечить соответствие проектных идей основным направлениям развития образования в Москве. Мы надеемся, что идеи, рождающиеся в ходе создания открытого образовательного пространства в нашей школе, получат свое дальнейшее развитие, а образовательные технологии, внедряемые в школьном образовательном пространстве, станут серьезным дополнительным ресурсом инновационных преобразований нашей школы.

 

 

Приложение №1

Распределение ответов родителей на вопрос: «В чем основные преимущества частной школы, по Вашему мнению?», N=75

(по результатам анкетирования родителей обучающихся ЧУ СОШ «Образование плюс» в сентябре 2013 года на общешкольной родительской конференции)

Степень приоритетности

Название компонента

Процент родителей, отметивших этот компонент как значимый (разница с детьми)

Высокая

малое кол-во учащихся позволяет осуществлять индивид подход

90,7

комфортная психологическая среда для ребенка

80,0

получение ребенком знаний на высоком уровне

76,7

в частной школе легче обеспечить безопасность ребенка

53, 3

возможность дать образованию  ребенку, трудно адаптируемому в коллективе

53,3

больше внимания уделяется развитию личности, индивидуальным способностям ребенка

53,3

Средняя

дополнительные занятия проводятся в одном месте

40,0

углубленное изучение иностранного языка

38,7

легче встретить понимание у учителей, с администрацией решить любые проблемы

38,7

школа полного дня

36,0

почти домашняя атмосфера

34,7

Низкая

интересный досуг

21,3

занятия с логопедом, психологом

18,7

возможность отдыха и обучения за границей, языковые стажировки

9,3

возможность дать хорошее образование ребенку, который много болеет и вынужден часто пропускать занятия

6,7

наличие связей с подобными учреждениями за рубежом

5,3

 

 



[1]И.Д. Фрумин, П.П. Поляруш. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта. Вопросы образования №2, 2008.

[2]Балаев С. Ю. Анализ рынка частных школ Москвы. Источник: www.marketologi.ru/upload/information_system_16/8/2/3/item_823/information. Дата просмотра: 06.11.2013

[3]И.Д. Фрумин, П.П. ПолярушЧастно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта. Вопросы образования №2, 2008. С.-73