АНО ДПО "Открытое образование"

/ Просмотров: 27633

Открытое образование

Переорганизация существующей в России муниципальной и региональной моделей образования в рамках концепции и практики открытого образования необходима и востребована различными группами населения страны.

Формирование сферы открытого образования

Понимание миссии образования в развитии Человеческого Потенциала территории, разработке и реализации соответствующих технологий переводит его из вторичной, обеспечивающей сферы, где решаются частные, сиюминутные задачи, в область управления Развитием

На уровне организации открытость означает выход за границы ведомственных структур существующей системы образования, переход к управлению, развитию и использованию образовательных ресурсов территории. Формирование открытой образовательной среды, включает помимо сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, музейные и библиотечные комплексы, информационные и интернет-центры, СМИ и т.д. 

На уровне содержания открытость означает работу с самоопределением в пространстве истории и культуры, освоение культурно-исторических способов мышления и деятельности, построение новых образов и представлений Будущего, ориентацию на аналитику и интерпретацию современных событий, на активное включение в процессы социокультурного развития страны. Идея открытости связана с необходимостью включения образования в широкий социокультурный контекст.

Государство с помощью открытых, демократических механизмов (конкурсов, тендеров и т.д.) может способствовать появлению различных образовательных инициатив, делегировать им возможность осуществлять образовательную деятельность в рамках сформулированных приоритетов.

Модульный принцип организации образовательных программ

Сегодня образование должно перестать быть лишь сферой социальных обязательств государства; оно должно стать инвестиционно привлекательным. Для этого оно должно стать востребованным, а, следовательно, эффективным, концентрированным, управляемым, разнообразным. Сделать это позволяет переход к модульным формам организации образовательных программ. 

В качестве приоритетных можно выделить следующие типы программ:

Интенсивные школы по следующим направлениям: социальные технологии, технологии культурной политики, технологии регионального развития, антропологические технологии, технологии научного познания, инженерные технологии, экранные технологии.

Элективные курсы для сетевой модели старшей профильной школы направлены на использование ресурсов дополнительного образования в старшей школе, что позволит уйти от традиционных классно-урочных форм организации образования.

Социальные тренинги для выпускников направлены на создание массовых тренингов для 11-классников, где моделируются проблемные ситуации, ожидающие молодых людей уже за порогом школы.

Программы индивидуальной поддержки рекордных образов жизни направлены на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов школьников из различных территорий страны, имеющих устойчивые интересы в различных сферах науки, искусства, бизнеса, политики, спорта и т.д. 

Массовые социально-образовательные проекты для подростков призваны ответить на вопрос о том, в чем может состоять содержание внешкольного образования и игровой деятельности современного подростка. Программа ориентирована на разворачивание в территориях Страны сети клубов, способных заинтересовать и вовлечь большую часть подростков.

Программы летнего образовательного отдыха организуются на конкурсной основе и направлены на реализацию различных форм «свободного образования» - имитационно-ролевых игр, студий, проектных мастерских, познавательных экскурсий и путешествий, экспедиций, полевых исследовательских лабораторий и др.

Чисто административными методами невозможно осуществить продуктивные управленческие действия по отношению к системе образования. Для этого необходимо создавать менеджерские центры и тьюторские территориальные центры, осуществляющие координацию и консолидацию материальных, финансовых, кадровых и пр. ресурсов для осуществления открытых образовательных программ. 

Социальные и экономические эффекты 

  • Синхронизация реформы образования с реформами в других социальных ведомствах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  • Появление механизмов общественно-государственного управления системой образования на муниципальном/региональном уровнях.
  • Появление в организации системы образования новых территориальных и структурных единиц (образовательные округа, менеджерские и тьюторские центры), изменение образовательной инфраструктуры дополнительного образования.
  • Переорганизация муниципальных/региональных бюджетов образования в сторону уменьшения (сохранения) доли государственных расходов на дополнительное образование при увеличении охвата школьников, привлечение в систему образования дополнительного внебюджетного финансирования.
  • Появление консолидированных бюджетов образования с участием муниципальных, родительских, спонсорских и иных средств.
  • Изменение нормативно-правовых механизмов функционирования муниципальной / региональной системы образования в сторону открытости к заинтересованным представителям и заказчикам дополнительных образовательных услуг.
  • Появление нормативно-правовых документов, регламентирующих переход системы образования на принципы открытости (появление накопительной системы оценки, муниципальных/региональных рейтингов выпускников и пр.)
  • Привлечение в муниципальную/региональную систему образования новых кадров, адекватных современным процессам, происходящим на территории и в стране в целом.
  • Повышение доступности современных образовательных услуг для различных категорий школьников, в том числе, проживающих в отдаленных и сельских районах.
  • Формирование социальной, образовательной, профессиональной мобильности молодого населения города (региона), повышение их стартовых возможностей и жизненных шансов.
  • Массовое участие школьников в различных программах регионального, странового и международного уровней.


Открытая модель дополнительного образования региона

Социально-философские основания современных практик открытого образования. Автореферат докторской диссертации по социальной философии А.А. Попова

Статья: «Антропологическая революция: горизонты открытого образования»

Статья: «Открытое образование – это открытие человеческих перспектив»