МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РОССИИ opencu.ru

Модель регионального развития дополнительного образования детей России

/ Просмотров: 43903

 [justify][size=12pt]

Александр Попов (руководитель проектной группы)

 

МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ РОССИИ 

Оглавление 

Часть I. Введение. Контексты, субъекты и рамки развития дополнительного образования............................................................................................................................................2

Часть II. Границы дополнительного образования. Компетентностный характер дополнительного образования…...................................................................................................................................….11

Часть III. Открытость как базовый принцип дополнительного образования….....................….20

Часть IV.Схемы управления сферой дополнительного образования………………….....……24

Часть V. Структура управления развитием сферы дополнительного образования……..…..26

Часть VI. Направленность программ развития сферы дополнительного образования….....30

Часть VII.  Результативность программ развития……………….………………..........……….....31 

[/justify][/size] [justify][size=12pt]


 

ЧАСТЬ I.

Введение.

Контексты, субъекты и рамки развития дополнительного образования

1.

Осмысление традиционных статей бюджетных расходов — на здравоохранение, образование, социально-культурную политику в логике инвестиционного процесса меняет критерии эффективности управления. Исчисляемыми параметрами должны стать: уровень социальной и образовательной мобильности, трудовая миграция, транспортная связность и т.д. Речь идет не только и не столько о снижении или, напротив, увеличении объема социальных обязательств, сколько о разработке новой активной социальной политики, которая способна опираться на институты партнерства гражданского общества, бизнеса и органов управления

На примере образования, очевидно, что управлять чисто бюджетными средствами, которые по экспертным оценкам составляют не больше 30 процентов денег сферы образования, означает никак не управлять. Следовательно, ключевая система трансляции знаний развивается вне зоны ответственности власти. Компетентность современной власти заключается в том, чтобы рамочным образом управлять всей совокупностью финансовых средств, которыми располагает общество (в широком смысле этого слова) на основе стратегических договоренностей со всеми «игроками» современного культурно-политического процесса.

Речь, таким образом, идет о воссоздании единого управленческого пространства, в котором можно представить наличие ряда особых функциональных зон, а дальше — ряда существующих или же недостающих подсистем и функциональных органов управления. Итак:    

А. Современная стратегия развития территорий и, следовательно, весь спектр подчиненных ей динамических индексов развития и показателей эффективности деятельности ОИВ выстраиваются на преодолении «стратегической ловушки» между степенью капитализации территории и уровнем качества жизни. Оптимальный баланс между этими параметрами зависит как от специфики самой территорий, так и от конкретных управленческих целей, формулируемых на том или ином временном этапе.

Во многом решение этих задач зависит от способности власти выстроить продуктивный диалог с бизнес-структурами и корпорациями (капитализация) и гражданскими организациями и малым бизнесом (качество жизни).

Б. Управленческая рациональность и синхронизация целей недостижимы на уровне отраслевого подхода. Более того, при его дальнейшем использовании будет велика вероятность учащающихся сбоев в механизмах исполнительной власти. Это относится как к перегрузке «первых лиц», обязанных принимать решения, так и к неэффективному использованию административных структур, которые постепенно «теряют» свой предмет ведения и вынуждены доказывать необходимость сохранения себя и своих бюджетных полномочий.

В. Преодоление отраслевого управленческого кризиса связано с формированием новой политики, ориентирующейся на интегральные показатели эффективности и развития – в соответствии с вызовами неоиндустриального строительства. Эта задача впрямую связана с целями, заявленными на уровне федерации – с повышением конкурентоспособности (капитализацией) российских территорий и повышением благосостояния (качество жизни) российских граждан.

Г. К ключевым фокусам новой политики, способным «удерживать» оба стратегических ориентира, относятся:

- Антропологическая политика (развития человеческого потенциала);

- Культурная политика;

- Политика пространственного развития;

- Инновационная политика;

- Политика безопасности жизнедеятельности;

- Финансово-бюджетная политика.

Степень участия органа управления образованием в проведении шести ключевых «метаполитик» регионов наряду с указанием на возможных партнеров в системе регионального управления демонстрируется в Таблице.

Таблица 1

  Политики Степень участия ОИВ –Партнеры
Лидирующая позиция Высокая степень участия Участник общей программы
Культурная  +     - инвестиций- туризма-  культуры
Антропологическая   +  +   - молодежной политики- здравоохранения- миграции и т.д.
Пространственного развития  +  +   - миграции- строительства и арх. планирования- транспорта и т.д.
Инновационная     +  + - промышленности- молодежной политики- финансов и т.д.
Безопасности жизнедеятельности       + МВДЖКХ,Миграции и т.д.
Финансово-бюджетная      + - финансов;- бизнеса и предпринимательства - инвестиций и т.д.

Скачать[/justify][/size] [pagebreak] [justify][size=12pt]

2.

Одна из основных особенностей социокультурной ситуации для системы дополнительного образования состоит сегодня в следующем. С одной стороны, возрастающая конкуренция со стороны основного и профессионального образования, появление новых игроков на рынке дополнительных образовательных услуг, расширение сферы образовательной деятельности школ, общественных организаций, требует от системы дополнительного образования самоопределения в складывающейся и еще непонятной структуре отношений. Эта ситуация заставляет выходить в контур  всеобщего, или стратегического мышления. 

С другой стороны, этот необходимый сегодня для системы дополнительного образования масштаб мышления сдерживается требованием выхода на вполне определенные, локальные действия в рамках конкретной образовательной структуры (от учреждения дополнительного образования региона). Попытка осуществить социокультурное самоопределение в мышлении и деятельности - и есть основная задача, стоящая перед разработчиками программ.

Французский философ и социолог Пьер Бурдье писал, что политика – это, в первую очередь, открытый и публичный анализ сложившейся ситуации и прогнозирование сценариев дальнейшего общественного развития. Ключевым предметом стратегической политики является Строительство Будущего, которое включает в себя обсуждение контуров Будущего и путей его продвижения.Стратегичность образовательной политики определяется возможностью обсуждения Будущего страны и ее регионов на современном языке и в современных историко-культурных контекстах. Обсуждение Будущего – это не пятилетние планы советской эпохи, это особая деятельность культурно-исторической разметки возможных вариантов будущего, анализ вызовов и угроз, возможностей и перспектив страны и регионов. Обсуждение Будущего – это возможность консолидации элит на уровне федерации, регионов; это возможность диалога власти, бизнеса и гражданского сектора; это формирование будущей элиты страны.

Для страны, выходящей из кризиса, для развивающейся страны нужна новая образовательная поколенческая политика – стратегический общественный инструмент развития человеческого потенциала, основы культурного и социально-экономического развития страны и регионов.Стране  нужна «свежая кровь», ведь именно, молодежь в ситуациях глубоких социальных изменений формирует и даже навязывает новые социальные правила. Отказ от патерналистской «широкозахватности» в современной образовательной политике в пользу «выращивания» молодых лидеров, в пользу поддержки точечных (но впоследствии эффективно тиражируемых) инновационных проектов как основы для новых социальных практик, требует определенного мужества от представителей политического класса. Такая политика требует отказа от популистских и малопродуктивных программ борьбы с «негативными проявлениями».

Сфера дополнительного образования  должна быть открыта к происходящим социально-экономическим изменениям и ориентирована на приоритеты   развития регионов.

Одной из ключевых проблем  в сфере социальной политики является проблема неравенства в среде нового поколения на реализацию своего будущего. Главным образом это обусловлено региональной спецификой:

- удаленность многих территорий от развитых культурных и образовательных центров,

- сокращение (порой исчезновение) основных систем трудовой занятости населения в ряде территорий,

- невозможность удовлетворения образовательных и иных интересов и потребностей нового поколения существующей инфраструктурой территорий.

Сфера дополнительного образования должна учитывать фактор смены экономического уклада. Здесь существенно следующее:

- экономическая переорганизация территорий приводит к миграциям, прежде всего это касается молодого поколения, которое должно быть мобильным, должно уметь менять места жительства, при необходимости следовать за рынками занятости,

- изменение и развитие экономических профилей территорий требуют специалистов нового поколения, способных реализовывать современные технологии, что предъявляет новые требования к системе подготовки кадров,

- появились новые практики в связи с переходом страны в постиндустриальное измерение. Большая часть молодого поколения уже мечтает как о гуманитарном образовании,так и о технологическом одновременно  (в отличие от молодого поколения тоталитарно-индустриальной страны).

С этой точки зрения, антропополитика развития человеческого потенциала понимается нами как  повышение стартовых возможностей и жизненных шансов людей, проживающих на  территориях регионов. Политика развития человеческого потенциала является одним из наиболее самых очевидных способов прописать место региона на российской и международной карте регионов-лидеров.

Задача развития человеческого потенциала формулируется нами как задача формирования современной человеческой инфраструктуры (или антропологического каркаса) инновационных проектов и стратегий территориального развития.

3.

В качестве приоритетов современного дополнительного образования является реализация технологий, связанных с развитием человеческого потенциала. Такое понимание миссии дополнительного образования переводит его из вторичной, обеспечивающей отрасли, где решаются частные, сиюминутные задачи, в область управления развитием. Эта идея формулируется так: «От руководства отраслью дополнительного образования к созданию сферы развития человеческого потенциала страны». По существу это обозначает, что государство берет на себя функцию создания общественно-государственной сферы дополнительного образования, осуществляющей процессы развития человеческого потенциалав России.

            Ориентация дополнительного образования на развитие человеческого потенциала выдвигает одно принципиальное требование: оно должно строиться на основе концепта открытости. На уровне организации открытость означает выход за границы ведомственных структур существующей системы образования, переход к управлению, развитию и использованию образовательных ресурсов страны. Речь идет о формировании открытой образовательной среды, включающей помимо сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, музейные и библиотечные комплексы, информационные и Интернет-центры, СМИ и т. д.

На уровне содержания открытость означает работу с самоопределением в пространстве истории и культуры, освоение культурно-исторических способов мышления и деятельности, построение новых образов и представлений Будущего, ориентацию на аналитику и интерпретацию современных событий, на активное включение в процессы социокультурного развития государства. Идея дополнительности рассматривается в связи с необходимостью включения образования в широкий социокультурный контекст, а само дополнительное образование обсуждается по отношению к возможным (складывающимся) процессам странового  и регионального развития.  Государство с помощью открытых, демократических механизмов (конкурсов, тендеров и т. д.) способствует появлению различных образовательных инициатив, делегирует им возможность осуществлять образовательную деятельность в рамках сформулированных приоритетов.

Скачать  [/justify][/size] [pagebreak] [justify][size=12pt]

4.

 Вопрос стратегичности – это всегда вопрос целей и субъектов, участвующих в процессе постановки и достижения стратегических целей. По отношению к дополнительному образованию, в качестве таких субъектов видятся следующие четыре:

  1. «Государство», заинтересованное в Новом Поколении и новой гражданской идентичности;
  2. «Регион», производящий реиндустриализацию и формирующий новый экономический уклад;
  3. «Гражданское общество», реализующее новые образы освоения территории;
  4. «Человек», ценностно ориентированный на реализацию проектов креативного детства и построения инфраструктур человеческого роста.

А.         Государственная политика развития населения (антропополитика)  дополнительное (открытое) образование должно начать рассматривать как инвестиционный ресурс (а не как социальное обременение) оформления Нового Поколения россиян, несущих на себе новый тип российской гражданственности. Сегодня для российского государства и общества крайне важным является вхождение в сферу формирования смысловых ядер молодого поколения. Вопрос о поколенческой политике – это главный политический вопрос, определяющий способность государства удерживать стратегические перспективы развития страны и понимания современной идеологии развития. Нужна ли сегодня молодежь государству? Гарантом чего в отношении молодежи сегодня выступает государственная власть? В обсуждениях этих вопросов и будет сформирована новая образовательная политика.

Идеология патриотизма, как возникшая в аграрно-индустриальную эпоху, должна уступить место поколенческой идеологии. Поколенческая же идеология опирается не на мертвые символы социальных идеологий, а на новые типы практик, в которых государство становится конкурентоспособным. Всему миру известны российские традиции инженерии, литературные и театральные традиции, киноискусство, практики территориального освоения, уникальные способы организации жизни крестьянских общин и производственных артелей, практики русских единоборств, научные открытия, и пр.

Внутренняя политика, являющаяся, прежде всего, социальной политикой осталась политикой сдерживания человеческого потенциала, в том числе: по типу базового действия — социальным вспомоществованием и социальным попечительством; по типу субъекта социальной ответственности — патерналистской моделью с элементами общественной модели; а по типу участия государства — административной политикой. Такая политика делает невозможной любые практики капитализации и мобилизации человеческих ресурсов. Поколенческая же политика должна как раз акцентироваться на создание человеческого капитала как национального богатства.

Исходя из вышесказанного, можно выделить направления поколенческой политики и единицы «поколений», с которыми нужно работать:

  1. Новое поколение управленческой мысли и менеджмента.
  2. Новое поколение практик развития человеческих ресурсов.
  3. Новое поколение произведений искусства и культуры.
  4. Новое поколение научных разработок.

Идеологическая рамка,котораязадает энергетику формирования новых поколенческих практик связана, прежде всего, со схемами прорыва, выхода из невозможности непосредственного продолжения существующих форм жизни и деятельности и из общей бесформенной социальной и культурной ситуации. Такая идеология, в той или иной степени, близка всем поколенческим группам. Прорывы также можно дифференцировать, в том числе и привязав к поколенческим группам: личностные и компетентностные переходы, социальные лифты, экономические схемы, открытия…. В целом дело идет к тому, что прорыв становится уникальной массовой нормой жизни.

Выработка таких схем прорыва в сфере своего самоопределения и может стать содержанием поколенческой работы. С одной стороны, эти схемы прорыва будут являться «авторскими» технологиями конкретных людей, с другой стороны, должны начать определять бытийный каркас поколения, формировать онтологические ответы.

Следующим шагом является оформление и закрепление системы возникающих понятий и схем, а затем и описание языка «поколения прорыва». Распространение такого языка, его социализация, впоследствии институциализация закрепит поколенческую миссию новых россиян в масштабе, как минимум, первой половины XXI века. Отметим, что «язык прорыва» сегодня существует среди китайской молодежи, но отсутствует в западной Европе.

Таким образом: Задача сферы дополнительного (открытого) образования должна стать ее направленность на реализацию современной государственной политики развития населения (антропополитики), направленной на формирование новой поколенческой идеологии и нового поколения россиян, развивающих практики страны в глобальном масштабе.

Б.Региональное развитие сегодня во многом опирается на гуманитарные ресурсы территорий. Человеческий потенциал, безусловно, является ведущим ресурсом данного типа. Дополнительное (открытое) образование не ставит задачей подготовку кадрового резерва непосредственно, однако предполагает создание условий для постановки современных целей и продуктивного самоопределения людей – что и является региональной антропоосновой территорий. В другом залоге это возможно понимать, что открытое образование должно оформляться в стратегических рамках регионального развития в горизонте ближайших 15-20 лет. И таким образом, специфика региональной ситуации должна во многом повлиять на программу развития дополнительного образования регион.

Специфические региональные черты существенные для ситуации Открытого образования следующие:

  1. Территориальная протяженность; территориально-транспортные сети;
  2. Стратегии реиндустриального развития региона;
  3. Удаленность многих территорий от культурно-образовательных центров и в связи с этим образовательная миграционная мобильность;
  4. Развитие новых отраслей экономики и возникновение гуманитарно-технологических кластеров (наука, искусство и т.д.);
  5. Социально-политическое позиционированиерегионовна карте страны.

Таким образом: Задачей развития сферы дополнительного (открытого) образования является ее направленность на поддержание позитивной специфики и процессов регионального развития на уровне формирования условий развития человеческого потенциала.

В.Современной социально-общественной задачей является задача «нового освоения» –  оформление культурного образа регионов, формирование гражданских институтов и культурной идентичности жителей; модернизация существующих и создание новых конкурентоспособных бизнесов; повышение эффективности социальной инфраструктуры; создание эффективной системы управления на всех уровнях власти. Это большая задача, но без ее решения  невозможно конкурировать с другими регионами, невозможно обеспечить высокие темпы социально-экономического развития, а значит создать необходимый уровень жизни.

Конкурентом образовательной политики как политики длинной истории, политики оседлости-освоения – «рождения – жизни – смерти на своей земле» выступает  политика, когда человеческий материал завозится или сам дифундирует в экономически продвинутые и развивающиеся регионы. При этом кажется, что поддержание социальной сферы, вложения в образование и в культуру, инфраструктурно-институциональное обустройство жизни в регионах оказывается лишним. Но не нужно забывать, что утрата ценности жизни на родине, утрата ключевых управленческих позиций на территории, часто приводит и к утрате самой территории.

Это не означает, что поколенческая политика не совместима с миграционной, для ряда территорий именно мигранты, а не коренные жители составляют основную часть инициативного и экономически активного населения. Это означает, что в ситуации высокой миграционной динамики образовательная политика должна обрести особые качества и  включать в себя социокультурные задачи.

Таким образом: Особенности природно-климатических условий, недостаточная освоенность и обжитость ряда территорий требуют не только эффективного бизнеса и эффективной социальной инфраструктуры, но ставят и социальную задачу перед дополнительным (открытым) образованием по формированию  «эффективных стилей жизни» и образов освоения территорий.

Г.Современное детство, в отличие от предыдущих эпох массово рассматривается, во-первых, не как среда занятости, то есть освобожденности от труда, в сторону включенностидетей в творческую деятельность, во-вторых, как пространство развития и взросления и в третьих, не как время мобилизации, а как самоценное время – среда жизни (креативное детство – жизненные среды – инфраструктуры человеческого роста). Таким образом, необходимо по отношению к детству дать соответственно три ответа по поводу понятия образования, поскольку иначе, то есть, не вводя границы дополнительного образования, будет невозможно, указать  на предмет и характеристики необходимых практик.

Таким образом: Задачей развития сферы дополнительного (открытого) образования является создание возможностей для организации в регионе условий по реализации такого представления о детстве.

 Скачать[/justify][/size] [pagebreak] [justify][size=12pt]

ЧАСТЬ II.

Границы дополнительного образования.

Компетентностный характер дополнительногообразования

1.

 В полагании результата системы образовательных действий конкурируют две схемы. Согласно первой, миссия образования – правильное следование извне задаваемым образцам. Результат такого образования – «прочность» знаний, умений и навыков. Идеальный носитель подобной образованности – «живой образец», телесная копия исполнительской дисциплины.

            Согласно второй версии, миссия  образования – посредничество в построении собственного действия образующегося, т.е. инициация опробования и актуализации его пространства возможностей. Здесь также есть место образцам, но не как предметам следования, а как ресурсам действия. Принятие второй установки – установки на построение собственного действия (субъектность) – подводит к представлению о компетентности как образовательном эффекте[1].

            Важно понять, что  дело не в замене знаний и умений компетентностями и задача не в том, чтобы выделить и зафиксировать различия между ними как таковыми. Дело в функциональном месте знаний, умений и навыков. В одном случае они мыслятся как самоцель, а в другом – как ресурс иного. Ресурсность – ключевое слово нового образовательного хода. Ресурс – это то, что может стать (а может и не стать) опорой деятельности, т.е. то, что может быть включено в поле деятельности или, современным языком: может быть капитализировано. Такими ресурсами могут оказаться и материалы, включенные в действие и сам действующий. Потенциал, ресурс, продукт, капитализация – ключевые слова контекста и пространства, в котором уместен компетентностный подход. Итак, компетентность – это мера включения человека в деятельность, т.е. мера капитализации его опыта. Эта мера и задает меру образованности.

            Говоря о включении в поле деятельности, само это поле надо представить не только философски и психологически, а и социально-институционально. В этом смысле компетентность, понятая как мера включения в деятельность, не есть принадлежность индивида. Она распределена между включаемой и включающей инстанциями и, скорее, «принадлежит» переходу из одной формы жизни в другую, а лишь через это самому переходящему. Интрига как раз в том, что в этом случае уместность, приложимость тех или иных функциональных  органов индивида является не данностью, а предметом примеривания  и испытания. Это существенно, т.к. индивид перестает мыслиться как изделие для передачи, и начинает быть социально осмысленным разговор о потенциале и ресурсе. Социальная организация перехода – это иное, чем автоматизм «перевода»; а отбор и выбраковывание несовершенных «изделий» - лишь один и не самый эффективный из способов обустройства границы – переходного пространства.

*   *   *

Смещение рамки – от антропологической к деятельностной, от порождения к ресурсности и капитализации – должно быть специально осмысленно. В социальной практике подобные смещения не невинны, ибо приводят к  искажению смысла социального действия, к его некритическому замещению. И в нашем случае полезно спросить о том,  какое отношение может иметь ресурсность и капитализация к полю порождения и связанной с ним идентичности.

Для подхода к ответу надо проанализировать компетентность собственно психологически, ответив на вопрос о том каким образом, за счет какого субъектного и субъективного усилия возможно превращение некоего действия (процедуры, отношения) в орган иного возможного действия и в ресурс. Не вдаваясь в интересные детали этой метаморфорзы, надо отметить главное: появление опыта в функции ресурса связано с отделением от себя  этого опыта, с его отчуждением. Человеческий опыт не возникает сразу как отчужденный, отделенный от носителя и противопоставленный ему. Здесь надо зафиксировать, что неявное допущение существования компетенций как якобы уже отделенных от их «обладателя» является наивным. Один из фокусов образования – операция по отделению функции от ее носителя, противопоставлению ему и затем заново внесению как его собственной, т.е. управляемой и воссоздаваемой функции. Переходные периоды и переходные формы жизни именно для этого и предназначены. Переход от сопричастности идее-образу (антропологический залог) к собственному, т.е. управляемому и воссоздаваемому действию – это критический жизненный узел, а не естественная эволюция.

            Второй вопрос, который надо задать, о  том, от чего же отделяется искомая функция, превращаясь в ресурс и капитализируясь. В ответе окажется, что деятельность вовсе не однослойная, плоскостная организованность. Ресурсность предполагает наличие полезных ископаемых, предполагает многослойность. Капитализация «отсекает» лишь самый верхний слой. Интерес и связанная с ним идентичность «залегают» более глубоко: эти глубокие слои действия «отвечают» за его порождение и его энергетику. Необходимо помнить и понимать, что уплощение деятельности  в определенных социальных практиках приводит к деэнергитизации деятеля.

            Есть лишь один способ удержать необходимость компетенции, ресурсности и капитализации в положительной связке с идентичностью, глубоким интересом и многослойностью деятельности. Это придание компетентности пробно-исполнительного, пограничного, а не абсолютного значения. Причем придание этого значения в формах социальной практики. 

2.        

            Представление о компетентности задает требования к культурно-образовательному пространству как пространству инфраструктуры человеческого роста.

Во-первых, рост обеспечивается богатством среды, которое задается не только различием предметов и содержаний возможных действий, но и различием институциональных форм одних и тех же содержаний. Образование, например, может институционализироваться как тренинг, деловая игра, систематическое обучение и т.д.

            Во-вторых, и это даже важнее первого, рост обеспечивается представленностью людям разных жизненных форм и отношений. Подобная представленность очень непроста в реализации, поскольку требует новой типологии жизненных форм и, следовательно, новой их связности, например, образование не основное и дополнительное, а тренинговое, игровое, локальное и систематическое.

            В-третьих, и это самое главное, рост обеспечивается построением социальных пробно-испытательно-тренировочных площадок для всех содержаний возможных действий. Через такие площадки образовательная форма входит в необразовательный мир и образует его. Уже тривиальным является предложение устроить в магазинах игрушек специальные места для их опробования детьми и взрослыми. Более неожиданным может показаться учреждение при большом винном магазине дегустационного зала, где можно научиться пробовать вино, а при казино – зала, где консультируют о соразмерности ставок и шансов.

            Существенно, чтобы большинство из указанных инициатив были рыночно, т.е. сервисно, а не «собесно-попечительски» обустроены.  

В качестве стратегии модернизации системы  дополнительного образованиямы предлагаем стратегию формирования на среднем и массовом уровнях, так называемых сквозных (или пронизывающих) компетенций.

Сквозные компетенции – этовозможности, которыми обладают люди для включения в современные формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации и на которые можно рассчитывать при постановке и решении масштабных задач, связанныхв том числе и с территориальным развитием[2]. Это, прежде всего, возможность ставить и решать сложные, рекордные цели и задачи, готовность к современным формам мобильности[3], пространственно-аналитическое мышление в геокультурных, геоэкономических и геополитических координатах, проектное отношения к собственным перспективам. Такие сквозные компетенции выполняют роль своеобразной «управляющей инстанции» по отношению к различным профессиональным (специальным) компетенциям, таким как знания, навыки, способности.

3.

Дополнительное образование длительное время (ещё с 1970-1980 гг.) не занимало чётко определённого места в системе воспроизводства и развития человеческого капитала и потенциала (в отличие от 1920-30, когда оно появилось и работало на самоопределение к основным видам деятельности, востребованным государством). Начиная с 1970 гг., дополнительное образование стало выполнять функцию интеллектуально-деятельностного досуга для разных возрастов, а также поддержки хобби и увлечений. В наши дни необходимо определить место дополнительного образования в общей национальной системе образования и, шире, воспроизводства человеческих ресурсов. В новой ситуации, дополнительное образованиедолжно гибко сочетать работу с обеспечением потребностей государства в определённых типах самоопределения, с укреплением субъектности самих детей, подростков и старшеклассников, с пониманием ими объективной социально-экономической ситуации и формированием у них культуры осознанного выбора. Исходя из этого функционального назначения дополнительного образования, его содержание необходимо определить как закрепление, углубление, расширение знания, получаемых учениками в дошкольных учреждениях и в школе, в соответствии с индивидуальными задатками каждого конкретного ученика (в младших классах), с обозначенными им интересами (в подростковом возрасте), с профессиональным и социальным самоопределением (в старшей школе).

Обучающая и развивающая работа в рамках дополнительного образования состоит из трёх основных блоков:

- освоениеучащимися базисного уровнязнаний, связанных с различными сферами человеческой деятельности, важными в наше время, а также с современными картинами мира, социальными структурами, возможными вариантами собственного позиционирования и продвижения в обществе;

- освоение учащимися технологий и навыков организации и управления собственной деятельностью, позволяющих достигать общественно признаваемых результатов в выбранной профессиональной сфере (вплоть до значимых инноваций в этой сфере) и в общественных отношениях;

- целенаправленное формирование закрепленных навыков и присвоенных методов (компетенций), позволяющих управлять собственным поведением, мыслительной и эмоциональной сферами, эффективно строить стратегию своего поведения в различных ситуациях, осваивать и применять нормы поведения в обществе и действия в кооперации с другими людьми.

Если основное образование даёт основы знаний и общую установку на выбор своего места в мире профессий и в общественных отношениях, то дополнительное образование его, фактически, дополняет и завершает, позволяя ученикам расширить те знания, которые представляются им самыми важными для своего будущего, и освоить их как инструмент для практической деятельности. В этом смысле, «дополнительное образование» можно называть «завершающим» или «окончательным».Оно, опираясь на материал основного образования как, действительно, на «основу», обеспечивает выбор учеником действительно важных для него сфер интересов и сфер деятельности, и в их рамках «достраивает» его знания и представления о мире, в соответствии с его индивидуальными возможностями и запросами.

Учебная деятельность в рамках дополнительного образования уже непосредственно обеспечивает практическую деятельность учеников, текущую – на уровне увлечений, и будущую – профессиональную. В связи с этим, учебная деятельность в дополнительном образовании имеет отчётливо деятельностный характер, строится вокруг проектов учеников, вокруг выполнения ими действий, принятых в определённых профессиях, и т.д. Дополнительное образование в собственном смысле слова не должно отождествляться с организацией активности школьников в сфере художественного творчества или в сфере общественной деятельности, которую зачастую также приписывают к дополнительному образованию. Главный критерий дополнительного образования – это именно получение учениками устойчивых знаний и формирование компетенций, которые ученики всегда смогут сознательно мобилизовать для решения стоящих перед ними задач, будь они профессионального, карьерного или мировоззренческого характера. Если такие стройные и используемые знания не приобретаются, то не следует говорить о дополнительном образовании.

Поскольку дополнительное образованиеработает с индивидуальными образовательными (познавательными) задачами и индивидуальными траекториями освоения знаний, к тому же, имеет дело с самыми разнообразными сферами интересов, оно должно быть организовано не как иерархия учреждений, а как пространство выбора учениками источников формирования знаний и способностей. Эти источники должны как создаваться в этом пространстве, так и привлекаться извне, на основах подряда и аутсорсинга. Соответственно, сфера должна опираться на государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования, но при этом активно использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и использования негосударственных образовательных проектов и программ, способных давать качественные практико-ориентированные знания.

Скачать[/justify][/size] [pagebreak] [justify][size=12pt] 

4.       

Существующие сегодня направления деятельности учреждений дополнительного образования во многом носят устаревший, формальный характер, не отражающий тенденций современности (актуальных для XXI века технологическими сферами и соответствующими практиками). В качестве рекомендаций, возможно, определить содержание дополнительного образования как включение детей в технологии мышления, деятельности и коммуникации, соответствующие этим практикам. Такие направленияоформляют пространства жизни современного школьника как пространства возможностей через построение отношения школьников к тому или иному типу социокультурной реальности — Социуму, Культуре, Территории, Человеку, Знанию, Технике и Знаку.

Социальные технологии

Данное направление включает детей в практики создания новых социальных форм организации жизни через постановку образовательных задач, связанных с исследованием, проектированием и управлением социальными изменениями. Такие программы предназначены для школьников, ориентирующихся на менеджерскую и предпринимательскую деятельность в государственной, коммерческой и общественной сферах. В рамках этого направления,возможноорганизовывать специальные модули, обеспечивающие формирование основ проектной и предпринимательской культуры, управленческого мышления посредством аналитического оформления и публичного представления школьниками образцов успешного социального действия, а также взаимодействие с территориальными и региональными элитами по постановке и решению проблем социально-экономического и социально-культурного развития территорий и регионов.

Технологии культурной политики

Данное направление включает детей в практики создания новых культурных форм организации жизни, а также в практики принятия управленческих решений относительно ключевых проблем современности средствами культуры. Оно ориентировано на учащихся, интересующихся различными видами культурно-образовательной деятельности (продюсерство, организацию выставок, музеев и библиотек, дизайн, рекламу, PR и др.). Детям представится возможность исследования механизмов смены культурных представлений, традиций и норм; оформления представлений о Культуре как механизме общественного развития; анализа и прогнозирования состояния типов ментальности и укладов на территории современной России; создания культурно-образовательных событий и других гуманитарных проектов; освоения принципов культурно-образовательной деятельности в интересующих их сферах.

Технологии регионального развития

Данное направление включает детей в практики пространственного мышления и деятельности через комплексный анализ проблем развития российских регионов и территорий в историческом, географическом, экономическом, экологическом, краеведческом и экономическом аспектах. Программа предполагает формирование поля возможностей в вопросе анализа и выбора региона проживания и жизнедеятельности. В ходе мероприятий программы школьники совместно с профессиональными экспертами будут осваивать навыки исследовательской работы, моделирования исторических ситуаций, естественной и гуманитарной картографии, воспроизводства природной окружающей среды, а также разработки программ антикризисного управления и планирования развития регионов.

Антропологические технологии

Данное направление включает детей в освоение практик развития Человека, включая различные его аспекты — эмоциональный, физический, волевой, духовный, интеллектуальный. Программное направление использует материал таких сфер практического знания, как педагогика, психология, антропология, валеология, этика. В ходе мероприятий программы учащиеся будут осваивать представления о человеке как гуманитарном объекте, а также основы современных антропотехник, таких как арт-терапия, тренинги телесного совершенствования, интеллектуальные игры, образовательные путешествия и др. В рамках программного направления школьники получат возможность освоить логики анализа антропологического развития, методы гуманитарно-антропологического проектирования.

Технологии научного познания

Данное направление включает детей в практики научнойработы, т.е. в практики наблюдения, описания, конструирования различных явлений окружающего мира. В рамках программы дети осваивают методы теоретического мышления и способы работы с современными системами знания. Программа предполагает исследовательскую пропедевтику и связана с формированием у школьников осознанного аналитического отношения к знаниям как к модельным представлениям об окружающем мире. В ходе программы предоставляется возможность освоения мыслительных процедур, таких как систематизация, типологизация, классификация и др.

Инженерные технологии

Данное направление включает детей в практики создания искусственно-технических объектов, построенных по законам природы. Программа предполагает пропедевтику базовых представлений о конструировании, моделировании и техническом воплощении идей. Важная характеристика программы заключается в том, что учащимся предоставляется возможность проанализировать контексты, определяющие потребности в том или ином инженерном изобретении,рассмотреть вопросы технического обеспечения современной жизнедеятельности.

Визуальные технологии

Данное направление включает детей в современные визуально-эстетические практики и предполагает освоение таких элементов современных экранных технологий, как видео-арт, кино- и телевизионные технологии, современные сценические формы, веб-дизайн и др. Направление ориентировано на формирование знаковых, образно-символических форм мышления и представления. Программа предполагает изучение места визуальных технологий в современной культуре,анализ современных средств построения образов.

5.       

Возможные организационные формы программ дополнительного образования должны быть расширены следующими типами:

- Интенсивные школы. Модульная образовательная программа представляет собой последовательность краткосрочных интенсивных погружений, каждое из которых разворачивает свой аспект тематики программы. Основная особенность интенсивной школы — возможность развернуть целостное учебно-профессиональное действие (исследовательское, проектное, творческое и т. д.) в режиме группового взаимодействия.

- Элективные курсы. Программы, встраиваемые в профильную школу, обеспечивающие пред-профессиональную подготовку и формирование надпредметных компетенций. Привязка элективных курсов к системе дополнительного образования позволяет обеспечить возможность такого обучения независимо от наличия необходимых ресурсов у конкретной общеобразовательной школы.

- Социальные тренинги для школьников старших классов. Моделирование проблемных ситуаций «взрослой» жизни и освоение схем эффективного действия в этих ситуациях. Исследование возможных жизненных сценариев и стратегий.

- Программы индивидуальной поддержки рекордных профессиональных и жизненных стратегий. Направлены на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов школьников, имеющих устойчивые интересы в различных сферах науки, искусства, бизнеса, политики, спорта и т.д. Позволяют обеспечить равные стартовые возможности для школьников из различных социальных групп, в том числе из обеднённых жизненных сред.

- Массовые социально-образовательные проекты. Разворачивание сетей клубов, вовлекающих значительную часть подростков в продуктивную, социально-приемлемую активность (различные игровые формы, волонтёрское движение, художественное и техническое творчество)

6.      

Летний отдых детей в системе детских оздоровительных лагерей должен рассматриваться как образовательный отдых; приоритеты его содержания должны определяться общими приоритетами программ дополнительного образования. Финансирование летнего отдыха за счёт регионального и муниципальных бюджетов, фондов социального страхования должно рассматриваться как гарантия определённого минимума финансирования образовательной услуги, которой могут распорядиться дети и их родители, за которые возможна конкуренция между исполнителями.

Программы летнего отдыха на всех уровнях должны осуществляться на конкурсной основе. Конкурсные процедуры должны распространяться не только на инфраструктуры, но и на программное обеспечение.

Необходимо выработать современные требования, как к инфраструктуре летнего образовательного отдыха, так и к программному обеспечению. Требования должны быть выработаны как набор рекомендаций, адаптируемых к специфике региона, с указанием  предметно-тематических программных направлений.

Государство берет на себя функцию создания рынка летнего образовательного отдыха в форме организации системы переподготовки кадров, разработки нормативных документов, популяризации и привлечения специалистов из других сфер деятельности (не только из системы дополнительного образования), негосударственных образовательных учреждений и общественных организаций.

Скачать [/justify][/size] [pagebreak] [justify][size=12pt]

ЧАСТЬ III.

Открытость как базовый принцип дополнительного образования 

1.

Образование должно стать сферой социального партнерства, в которой выращиваются деятельностные образы и представления Будущего. Именно с такой миссией образования сегодня все чаще начинают связывать его социальную эффективность и востребованность. С другой стороны,  в этом  и состоит реальный залог того, что образование, наконец, должно перестать быть сферой социальных обязательств государства, а стать инвестиционно-привлекательной сферой, в которую выгодно вкладывать

Дополнительное образование сегодня ближе всего подошло к решению этой задачи. Сегодня оно реально становится сферой, в которой пересекаются интересы самых различных групп: государства,  региона, профессиональных сообществ (в том числе, педагогического), родителей, самой молодежи. Идея дополнительности начинает рассматриваться в связи с необходимостью включения образования в широкий социокультурный контекст, а само дополнительное образование обсуждаться по отношению складывающимся процессам  развития.

Исходя из регионального анализа ситуации, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство систем дополнительного образования построено в логике «адаптации» и «воспроизводства» существующего положения дел в обществе. При этом удерживаются либо чисто досуговые цели (хобби), либо задачи допрофессиональной подготовки (новые учебные курсы), абитуриентская подготовка, специализации по предметам и т.д.).

Таким образом, данная Модель не сводится к отраслевой реформе и узковедомственным преобразованиям учреждений дополнительного образования: сферный подход связан с построением образовательного общества (региона), «образовательной ткани» общественной жизни. Выход за границы организационных структур существующей системы образования позволяет выделять новых современных субъектов образовательных процессов, открывает возможность ставить стратегические цели и принимать стратегические решения. Сферный подход в данной Модели развития выступает средством формирования многомерного и многофункционального общества образовательными средствами.

Такой подход требует и нового понимания государственности, связанного не только с функциями нормирования и контроля, но и порождения новых форм общественной жизни. Это предполагает, что государство с помощью открытых демократических механизмов способствует появлению различных образовательных инициатив, делегирует им возможность осуществлять образовательную политику в рамках выделенных приоритетов.

Данная Модель ставит задачу изменения государственных функций в сфере дополнительного образования. Если сегодня государство, прежде всего, поддерживает дополнительное образование как собственную отрасль, то завтра государство может стать лидером в организации и развитии сферы открытого образования. Соответственно организация и развитие такой сферы требует новых управленческих механизмов и механизмов поддержки, в том числе и иных субъектов развития образования.

2.

Типы организационных единиц дополнительного образования

Государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования

Сложившаяся в настоящее время структура учреждений дополнительного образования включает в себя как универсальные, так и специализированные учреждения. Большинство таких учреждений реализуют либо формы, унаследованные от советского прошлого (кружки технического творчества, хоры, танцевальные ансамбли и т. д.), либо сложившиеся ситуативно, исходя из определённой моды (информационные технологии, эстрадные ансамбли и т.д.).

Возможны два направления развития образовательных учреждений:

- Разворачивание на базе учреждений образовательных программ нового поколения, направленных на включение школьников в формы современной деятельности в различных сферах, профессиональные пробы, профессионального самоопределение, социально значимые виды деятельности.

- Превращение образовательных учреждений в координационные и ресурсные центры для реализации региональных и муниципальных программ.

Секторы дополнительного образования вне образовательного ведомства

Наиболее развит сектор дополнительного образования в сфере культуры. Он включает в себя как формы предпрофессионального образования (музыкальные, художественные школы), так и формы организации досуга (любительские творческие коллективы).

Образовательный сектор в сфере спорта в настоящее время представляет собой систему рекрутирования детей и подростков в профессиональный спорт и подготовку в различных видах спорта. Лишь в некоторых регионах и муниципалитетах сохраняется или возрождается система поддержки массового спорта как формы досуга и поддержания здорового образа жизни.

Сформировавшаяся в последнее десятилетие система молодёжной политики, с одной стороны, во многом дублирует систему кружков и «клубов по интересам», с другой — позволяет молодым людям, в том числе школьного возраста, включиться в современные художественные (как, например, кино и экспериментальный театр) и социальные (гражданские, волонтёрские) практики.

Кроме того, развивающаяся в последние годы система региональных молодёжных лагерей, строящихся по образцу федеральной программы «Селигер», включает в себя образовательную компоненту (направленную, прежде всего, на региональную аналитику и формирование проектной грамотности) и использует формы, сложившиеся в дополнительном образовании.

По отношению к этим секторам должна решаться, прежде всего, задача кооперации для исключения дублирования, консолидации ресурсов для реализации образовательных программ. Возможен также обмен опытом конкретных технологических решений.

Негосударственный сектор в дополнительном образовании

Негосударственные формы дополнительного образования включают в себя два различных направления:

- Рынок частных образовательных услуг, порожденный дефицитами основного образования: репетиторство, углублённое изучение иностранных языков и информационных технологий, организация продуктивного и познавательного досуга (праздники, образовательный туризм). Кроме того, в последние годы как дефицит мест в детских садах, так и изменения в программах дошкольного образования приводят к появлению спроса на детские игровые группы и центры раннего развития детей.

В настоящее время рынок образовательных услуг не рассматривается как ресурс государственной системы дополнительного образования. Но при разворачивании образовательных программ нового типа ресурс негосударственного дополнительного образования может быть привлечён для решения программных задач.

- «Неформальная педагогика»: молодёжные и подростковые движения (скаутское движение, коммунарское движение, ролевые игры, историческая реконструкция); неформальные творческие сообщества; сообщества любителей экстремальных видов спорта; волонтёрские, миссионерские и просветительские проекты различных религиозных объединений.

Опыт таких движений и кооперация с ними государственной сферы дополнительного образования могут быть очень полезны при разворачивании системы массовых социально-образовательных проектов, поддержки рекордных стратегий, решении в разных организационных формах задач гражданского воспитания.

Скачать [/justify][/size] [pagebreak] [justify][size=12pt]

3.

Интеграция дополнительного образования с другими формами образования

Общее образование

Несмотря на то, что новый федеральный образовательный стандарт требует от школы формирования над-предметных компетенций, существующая классно-урочная система не позволяет решать эту задачу напрямую. За счёт дополнительного образования эта задача может решаться посредством системы элективных и интегративных курсов, интенсивных школ.

Кроме того, общеобразовательная школа недостаточно эффективно решает (или не решает вовсе) задачи социализации школьника в современном мире, гражданского воспитания, включения в формы проектной деятельности, индивидуальной образовательной поддержки «одарённых детей». Эта задача также может решаться дополнительным образованием за счёт массовых тренингов, массовых социально-образовательных проектов, индивидуальной поддержки рекордных стратегий.

Кроме того, по мере возрастания количества школьников, пользующихся правом на домашнее образование и экстернат, возможно возникновения специальных центров поддержки и сопровождения такого образования.

Высшее образование

Основной формой взаимодействия высшего и дополнительного образования являются к настоящему времени интенсивные школы для потенциальных абитуриентов, которые были организованы в 70-х–80-х годах при многих университетах для решения задач профессионального самоопределения старшеклассников, прежде всего, в отношении профессий, связанных с наукой.

Шагом развития для этой формы является включение ресурсов учреждений высшего образования (как специалистов, так и технологической базы) в программы интенсивных школ и программы поддержки индивидуальных рекордных стратегий.

Корпорации

Интерес крупных корпораций состоит, прежде всего, в профессиональном самоопределении и пред-профессиональной подготовке школьников старших классов в профессиональных областях, связанных с деятельностью корпораций, прежде всего — в современных инженерных профессиях. Кроме того, ряд корпораций разворачивает на территориях, где осуществляется их деятельность, программы, направленные на формирование позитивного имиджа корпорации среди населения, в том числе программы, связанные с поддержкой детского творчества, поддержкой проектного и волонтёрского движения подростков.

Тем самым, корпорации могут быть источником заказов на конкретные образовательные программы и, косвенно, инвестиций в инфраструктуру системы дополнительного образования.

Скачать[/justify][/size] [pagebreak] [justify][size=12pt]

ЧАСТЬ IV.

Схемы управления сферой дополнительного образования

1.

Дополнительное образование как совокупность учреждений

Сложившаяся административная схема рассматривает систему дополнительного образования как совокупность автономных учреждений регионального и муниципального уровня. Управление системой дополнительного образования сводится к распределению ресурсов между учреждениями, исходя из произвольных региональных и муниципальных приоритетов.

Развитие в этой схеме сводится к реорганизации. В частности, перевод всей системы на региональный уровень может привести как к улучшению, так и к ухудшению отдельных учреждений за счёт изменения приоритетов финансирования и распределения иных ресурсов.

Кроме того, существует определённый риск нивелирования различий между учреждениями в муниципалитетах различного статуса и разрушения естественным образом сложившихся связей между учреждениями в отдельных муниципальных образованиях.

2.

Дополнительное образование как совокупность услуг

Подход предполагает создание рынка образовательных услуг в регионе и задействование естественных рыночных механизмов для определения наиболее приоритетных и пользующихся спросом типов услуг.

Основой государственной политики в этом подходе является определение квоты бюджетного финансирования образовательных услуг на одного ученика в год и передача ученику (семье) права распоряжаться соответствующей бюджетной суммой, например, посредством выдачи бюджетного сертификата. Современные электронные технологии финансовых расчетов посредством пластиковых карт позволяют свести к минимуму транзакционные и административные издержки.

3.

Дополнительное образование как система программ

Программа в дополнительном образовании — комплекс образовательных событий, объединённых единой тематикой и организационной формой и подразумевающих образ образовательного результата для участника программы.

Для программ характерна сетевая структура, позволяющая выстраивать для участников многообразие форм деятельности, делающая содержание доступным для участников различного стартового образовательного уровня и из различных социальных групп.

Наличие утверждённой совокупности образовательных программ, имеющих региональный статус, позволяет определять приоритеты финансирования в соответствии с приоритетом программ, разделить бюджет собственно образовательной деятельности и бюджет, необходимый для поддержания и развития необходимой инфраструктуры.

Модульная организация программ позволяет реализацию основного содержания в форме краткосрочных интенсивов, что увеличивает доступность программ (в особенности, если бюджет системы дополнительного образования включает в себя транспортные издержки). Модульная организация может быть дополнена дистанционным (сетевым) сопровождением участников в промежутках между модулями.

Содержание программ может определяться как исходя из приоритетов конкретных регионов, так и исходя из существующего задела конкретных учреждений и организаций, в том числе не относящихся непосредственно к системе государственного образования.

ЧАСТЬ V.

Структура управления развитием сферы дополнительного образования

1.

Модель развития системы дополнительного образования не предполагает мгновенное изменение всей деятельности отрасли дополнительного образования и тотальной переорганизации системы дополнительного образования. Модель развития предусматривает реализацию двух стратегий: первая стратегия связана с системными изменениями отрасли дополнительного образования; вторая стратегия связана с созданием сферы открытого образования.           

Таким образом, управление системой дополнительного образования состоит из двух иногда пересекающихся полей: это поле работ, связанное с реформой отрасли Дополнительного образования и поле, связанное с выращиванием нового содержания и форм в сфере дополнительного образования.

Первый тип работ запускает ряд проектные линий, предназначенные для реформирования ведомства дополнительного образования.

Второй тип работ главным образом ориентирован на разработку нового содержания образования и формирование субъектов, способных реализовать данное содержание в рамках сетевых отношений.

2.

Поэтому, одним из стратегических приоритетов программразвития должна являться консолидация усилий с социальными партнерами (государственными, муниципальными, корпоративными, общественными) для создания различных конфигураций из имеющейся в их распоряжении инфраструктуры, отвечающей требованиям и задачам современного эффективного образования. Важным направлением работ является создание  Ресурсных центров.

 В обществе уже давно осознан факт невозможности осуществления продуктивных управленческих действий по отношению к системе образования чисто административными методами. Программы развития должны продолжать и поддерживать процесс общественно-государственного управления системой образования. Для этого необходимо создавать Менеджерские и Тьюторские Центры, осуществляющие координацию и консолидацию материальных, финансовых, кадровых и прочих ресурсов для осуществления образовательных программ. В таком типе организации объектом будет само население, а поэтому необходимы такие виды деятельности как, PR, маркетинг, реклама, то есть в целом презентация идеи современного образования.

 Структура управления такой программой должна иметь Центр, который  осуществляет общую координацию(либо он будет в Институтах повышения квалификации, Институтах развития образованияно вполне возможно, что он будет в форме независимого юридического лица), а также ресурсные региональные центры в виде менеджерских офисов и тьюторских площадок, и это не обязательно должны быть учреждения дополнительного образования.

3.

Для учреждений, возможно, предложить методические рекомендации по переходу в автономные учреждения, где могут быть три части финансирования: «муниципальное задание», «региональное задание» (например, тьюторский или менеджерский центр), платные образовательные услуги.

 Возможные сценарии взаимоотношений регион-муниципалитет при переходе муниципальных учреждений на региональный уровень:

Сценарий 1:«Мотивационный».Региональный центр проводит серию мероприятий по повышению квалификации сотрудников учреждений дополнительного образования в общем направлении развития современного образования (проектный подход, компетентностный подход).

Сценарий 2: «Экстенсивный».В лучшие муниципальные учреждения дополнительного образования, определённые по общим критериям, вкладываются дополнительные региональные ресурсы на реализацию их целей, увеличение охвата целевой аудитории, повышение качества и доступности образовательных услуг.

Сценарий 3: «Оптимизационный». Региональный центр определяет приоритетные направления деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования и определяет их перепрофилирование.

Сценарий 4: «Модернизационный». В региональном центре создается модель, совмещающая сеть муниципальных учреждений дополнительного образования и сеть покрывающих региональных образовательных программ. Муниципальные учреждения становятся элементами региональной сети, обеспечивающих реализацию программ.

Сценарий 5:«Инновационный».Региональный центр определяет приоритеты модульных образовательных программ. Эти программы реализуются инфраструктурой, не зависящей от системы учреждений дополнительного образования. Муниципальные учреждения могут сохранять свою независимость либо включаться в эти программы как исполнители определённых региональных заказов. Таким образом, регион создает систему открытого образования для желающих детей и родителей, тем самым запуская процессы самоопределения по отношению к сфере образования.

4.

Создание единого образовательного пространства региона реализуется в рамках модернизационного либо инновационного сценариев.

Единое образовательное пространство должно включать в себя, помимо образовательных учреждений, профессиональные и гражданские сообщества, музейные и библиотечные комплексы, Интернет-пространство (в первую очередь — социальные сети и специализированные ресурсы), средства массовой информации.

Приоритеты единого образовательного пространства определяются региональным экспертным сообществом, включающим в себя представителей высшего образования, профессиональных сообществ, связанных с региональными приоритетами развития, и специалистов по технологиям дополнительного образования. Определение программ, получающих региональное финансирование и организационную поддержку, осуществляется на основе открытых конкурсов и тендеров.

Для реализации такого организационного конфигуратора в Программах развития создаются Менеджерский центр, Проектно-исследовательский центр, Тьюторский центр, Совет развития дополнительного образования.

Менеджерский центр, используя существующую инфраструктуру системы дополнительного образования, обеспечивает условия для реализации  мероприятий согласно плану годовых работ. Для увеличения оперативности и продуктивности деятельности организуются представительства Центра. Менеджерский центросуществляет координацию и консолидацию материальных, финансовых, кадровых и прочих ресурсов для осуществления образовательных программ.

Проектно-исследовательский центр осуществляет анализ процессов разворачивания направлений, корректирует содержание педагогической деятельности, обеспечивает разработку программных исследований согласно годовому планированию.

Тьюторский центр осуществляет инновационную организацию набора школьников, реализует собственные образовательные модули,  связанные с сопровождением  индивидуальных образовательных траекторий, а также участвует в педагогическом обеспечении программных направлений. Тьюторский центр обеспечивает сопровождение образовательных программ специалистами, обеспечивающими появление и поддержку индивидуальных образовательных траекторий, как в течение интенсивных модулей, так и дистанционно.

Совет развития системы дополнительного образования состоит из представителей направлений, разработчиков, менеджеров, региональных представителей, представителей Регионального Центра. Совет вырабатывает ориентиры развития региональной системы дополнительного образования, является представительным органом, представляет годовой бюджет развития системы дополнительного образования.

Региональный Центр курирует деятельность Центров, осуществляет взаимодействие Центров с  другими официальными структурами.

Годовое планирование в Программе развития включает в себя:

  • образовательные модули программных направлений;
  •  годовую научно-практическую конференцию;
  •  годовой семинар по проектированию содержания образования и организационных механизмов в системе дополнительного образования;
  • открытый Конкурс летних образовательных программ;
  • систему  совещаний-семинаров по развитию образовательных систем;
  • систему семинаров по дальнейшей разработке и организации проектов;
  • систему модулей по повышению квалификации педагогов и менеджеров сферы образования;
  • выпуск научно-практического издания, демонстрирующего позитивный опыт реализации проектов.

Кадровая политика носит конкурсный характер.

Проблема дефицита квалифицированных кадров решается за счёт интенсивных краткосрочных кадровых школ по тематикам разработки образовательных программ, менеджмента и тьюторства для желающих представителей педагогического сообщества и студентов гуманитарных (не обязательно педагогических) специальностей.

 Скачать[/justify][/size] [pagebreak] [justify][size=12pt]

ЧАСТЬ VI.

Направленность программ развития сферы дополнительного образования

Миссия:

Создание условий для модернизации и развития системы дополнительного образования детей, направленной на формирование и воспроизводство современного содержания и методики образования в данной сфере, на оптимизацию управления государственной и муниципальной сетью учреждений дополнительного образования, на обеспечение высокого качества образования, его дифференцированного характера и массовой доступности, на привлечение к реализации государственных программ негосударственных субъектов, способных обеспечить высокое качество дополнительного образования и развитие его индустрии.

Цель: обеспечениеинституциональных изменений в системе дополнительного образования в соответствии с требованиями формирования регионального уровня управления системой дополнительного образования и увеличения инвестиционной привлекательности дополнительного образования.

Задача 1: Модернизация государственного и муниципального сектора дополнительного образования детей.

Направления:

- разработка и введение вариантов региональной модели для сети учреждений дополнительного образования: дополнительное образование как совокупность учреждений, дополнительное образование как совокупность услуг, дополнительное образование как система программ;

- модернизация государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования посредством разворачивания на базе учреждений образовательных программ нового поколения, превращения образовательных учреждений в координационные ресурсные центры для реализации региональных и муниципальных программ;

- разработка и внедрение модельных сценариев взаимоотношения регион-муниципалитет в сфере дополнительного образования;

Задача 2: Внедрение организационно-управленческих моделей направленных на открытость сферы дополнительного образования.

Направления:

- интеграция системы дополнительного образования с учреждениями вне образовательного ведомства: культуры, спорта, молодежной политики; интеграция дополнительного образования с другими формами образования: с общим образованием, с высшим образованием и с корпоративным образованием;

- развитие сферы «неформальной» педагогики: молодежных и подростковых движений, неформальных творческих сообществ, волонтерских, миссионерских и просветительских проектов;

- разработка и внедрение организационно-управленческих моделей, направленных на открытость сферы дополнительного образования через привлечение государственных, муниципальных, негосударственных субъектов дополнительного образования путем внедрения конкурсных процедур для реализации образовательных программ и услуг;

            Задача 3: Развитие негосударственного сектора в дополнительном образовании и создание современной индустрии дополнительного образования детей.

Направления:

- Организация конкурсов региональных программ дополнительного образования как инструмента капитализации человеческого потенциала территории;

- создание современной индустрии дополнительного образования и появление новых институциональных форм открытого образования детей;

- разработка нормативных документов и типовых проектов организации летнего образовательного отдыха детей, внедрение данных моделей.

ЧАСТЬ VII

Результативность программ развития

1.

Ожидаемые результаты:

  • увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что не менее 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
  • прохождение не менее 50% детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, промежуточных и итоговых аттестаций, фиксирующих их достижения для портфолио и определяющих дальнейшие образовательные запросы;
  • повышение уровня оплаты труда педагогов дополнительного образования до уровня учителей общеобразовательных школ, а также введение новой системы оплаты труда, ставящей её объём и объём премиального фонда в зависимость от интенсивности педагогической деятельности, использования результативных форм педагогической деятельности, образовательных результатов учеников;
  • количество новых программ в сфере дополнительного образования (не менее 30% от всей совокупности программ) и доля в этом количестве программ, реализуемых как образовательные услуги (не менее 50%);
  • передача на аутсорсинг квалифицированным коммерческим и общественным структурам не менее 15% муниципальных и региональных образовательных программ.

 

Ключевым организационным результатом реализации Программ, скорее всего, будет увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75% и повышение уровня среднемесячной заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования. Это станет возможным, если будут предложены новые механизмы вовлечения и учета детей в системе дополнительного образования. К механизмам вовлечения (механизмам, способствующим большей привлекательности дополнительного образования) можно отнести: изучение и учет социального заказа при определении содержания программ, создание условий для занятий детей с разными потребностями и возможностями (одаренных и с ограниченными возможностями), развитие новых современных и привлекательных видов творческой деятельности и т.д.

ключевым содержательным результатом реализации программы должна стать институциализация сферы дополнительного образования как государственно обеспечиваемого и регулируемого рынка образовательных услуг, обеспечивающего за счёт гибкой системы аутсорсинга, финансируемой государством, разнообразие форм и направлений дополнительного образования, ориентацию его на задачи развития и самоопределения детей и одновременно на позиционирование важных для государства отраслей и сфер деятельности как привлекательных для детей. Следствием этого, должен стать рост числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, получивших и закрепивших знания о разных формах продуктивной деятельности, готовящихся, сообразно своему возрасту, к профессионализации в этой деятельности.

            2.

            Показатели и индикаторы реализации программ

Качественные индикаторы:

  • Наличие региональных программ развития дополнительного образования детей.
  • Наличие муниципальных программ развития системы дополнительного образования и программ развития отдельных образовательных учреждений в рамках региональной программы.
  • Наличие системы компетентностных тренингов и интенсивно-модульных форм организации образования.
  • Наличие региональных и муниципальных конкурсов образовательных программ дополнительного образования включающих различные направления сферы дополнительного образования (более трех), в котором могут участвовать сторонние организации, в том числе учреждения профессионального образования, негосударственные образовательные учреждения, НКО.
  • Наличие конкурсов летних образовательных программ дополнительного образования включающих различные направления сферы дополнительного образования (более трех), в котором могут участвовать сторонние организации, в том числе учреждения профессионального образования, негосударственные образовательные учреждения, НКО.
  • Наличие региональных модульно-организованных программ (не менее трех модулей в год в одной программе), не менее трех  программ по различным направлениям.
  • Наличие  экспертного совета, определяющего стратегию развития дополнительного образования и экспертирующего  программы дополнительного образования, включающего в себя, в том числе, представителей научных структур, общественных и некоммерческих организаций, родителей, представителей власти.
  • Наличие форм аттестации учащихся в учреждениях дополнительного образования и  нормативно закреплённая возможность использовать эту аттестацию при формировании портфолио.
  • Наличие стационарных форм дополнительного образования, формирующих универсальные компетентности и позволяющие ученикам совершать пробные профессиональные действия.
  • Привлечение в программы дополнительного образования специалистов, успешно работающих в современных практиках.
  • Привлечение в учреждения дополнительного образования молодых специалистов с авторскими образовательными программами.

            3.

            Эффективность реализации программы

Определяется:

  • созданием дифференцированного спроса на различные образовательные услуги и типы образовательных программ, как со стороны семей, так и со стороны профессиональных сообществ;
  • появлением новых институциональных форм, определяющих наполнение сферы дополнительного образования, в том числе ассоциаций педагогов дополнительного образования, родительских ассоциаций;
  • появлением подростковых и молодёжных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством форм дополнительного образования;
  • появлением спроса среди подростков и молодёжи на сложные интеллектуальные и культурные формы досуга;
  • появления рынка открытых образовательных программ.


[1] В представлении о способностях, выстроенном в педагогике не дифференцированы указанные подходы. Вместе с тем, неявно, а иногда и открыто предполагается, что способный ученик тот, кто смог позитивно преодолеть  традиционно-педагогический проект учения.
[2] В России в 30-е годы ХХ века была поставлена подобная задача, связанная с массовым обучением взрослого населения грамоте – умению читать, писать и считать (на сегодняшний день это является задачей младшей ступени школы). 
[3]Речь идет об образовательной (определение будущего социального и профессионального статуса), социокультурной (определение будущего образа жизни) и территориальной (определение дальнейшего места проживания) мобильности.
 
[/justify][/size]

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)