Итоги Второй Российской Компетентностной Олимпиады АНО ДПО "Открытое образование"

Итоги Второй Российской Компетентностной Олимпиады

Вторая Российская Компетентностная Олимпиада 

Организатор Компетентностной Олимпиады Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Олимпиада  проходила при поддержке: Министерства Образования и науки Российской Федерации, Благотворительного фонда «Дар», Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», Института филологии и истории Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» 

Индивидуальные результаты Олимпиады

Первое место занял  Крупин Николай  г. Салехард

Второе место Турсунов Дмитрий г. Салехард

Третье место Савцова Яна  г. Чебоксары

А также в десятку вошли: Милаев Вячеслав, Соловьев Семен, Ильясов Михаил, Корсакова Людмила, Шаурин Федор, Андрианова Ирина, Барышев Егор. 

По территориальному командному рейтингу места распределились следующим образом:

Первое место: Сборная команда гимназии №4 г. Чебоксары 

Второе место: Сборная команда  г. Москвы 

Третье место: Сборная команды Тюменской области (ХМАО ЯНАО) 

 

Эксперты Олимпиады

Владимир  Львовский – проректор Открытого института «Развивающее образование», председатель Совета Некоммерческого партнерства «Авторский Клуб», Международный эксперт по оценке качества знаний SISED, кандидат психологических наук;

Павел Мрдуляш – председатель правления Доверительного образовательного фонда, эксперт АНО «Открытое образование»;

Юрий Троицкий – заместитель директора Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета, руководитель отдела Федерального института развития образования МОН РФ, кандидат исторических наук;

Развернутый отчет по Второй Компетентностной Олимпиаде можно получить по индивидуальному запросу

на e-mail: aktor@mail.ru

 Её участниками были школьники, получившие максимальный рейтинг в профильных (предметных) интенсивных школах, которые проводились в крае в 2011-2013 годах в рамках программы «Одарённые дети Красноярья» — всего 300 человек.

Олимпиаду обеспечивали: пять тьюторов (Галина Луппа, Антон Попов, Михаил Аверков, Андрей Шалимов, Игорь Лужецкий — выпускники ШГО–Красноярск и сходных интенсивных школ) , один консультант (Илья Панкратов — выпускник ШГО­ Барнаул), один эксперт (Семен Ермаков, кандидат философских наук, доцент Сибирского федерального университета), специалист по техническому сопровождению (Николай Валуев), руководитель олимпиады доктор философских наук, главный научный сотрудник ФИРО МОН РФ — Александр Анатольевич Попов.

В ходе олимпиады участники распределились на пять крыльев по тематическим направлениям:

— Социально-экономическая аналитика и прогнозирование (Галина Луппа).

— Перспективные инженерные и технологические разработки (Антон Попов).

— Управление и общественная деятельность (Игорь Лужецкий).

— Предпринимательство и бизнес (Андрей Шалимов).

— Художественное творчество: перспективные формы и сюжеты (Михаил Аверков).

Общее тематическое направление было задано установочной лекцией руководителя «Семь причин жить и работать в Красноярском крае», составленной на основе аналитических материалов по перспективным разработкам и возможным направлениям развития в регионе, отдельных отраслях и сферах деятельности, а также об особенностях социальной организации (форм гражданского общества), сложившихся в силу специфических географических условий региона и истории его освоения. Особо в лекции был сделан акцент на карьерные и личностные перспективы в тех сферах деятельности, которые уже позиционируют регион в масштабах страны и мира[2], а также тех, прорывные достижения в которых могут «прославить» край[3].

На основе лекции участникам было предложено задание: «Качественно оценить и описать включенность и значимость Красноярского края в ведущие мировые и страновые процессы. Соотнести и оценить собственное профессиональное самоопределение с перспективами развития Красноярского края.»

По итогу олимпиады были выявлены победители в индивидуальном рейтинге, в территориальном рейтинге и в рейтинге крыльев.

Индивидуальный рейтинг рассчитывался путем функционального комбинирования оценок из индивидуального голосования участников, тьюторского голосования, оценок экспертов и рейтинга крыльев.

Территориальный рейтинг высчитывался путем нахождения среднего рейтинга среди участников этих территорий.

Победившее крыло определялось с помощью голосования самих участников за крылья.

Тьюторские отчеты[4]

Предпринимательство и бизнес — 39 человек.

В рамках направления произошло разделение на группы по самоопределению старшеклассников в выборе будущей профессии: врачи, юристы, педагоги, производственники, туроператоры, специалисты в индустрии развлечений.

В первый день участники направления анализировали положение Красноярского края в области бизнеса и предпринимательства через призму своих индустрий.

Так, «врачи-предприниматели» отмечали критическую экологическую ситуацию в городах края (Норильск, Красноярск, Ачинск) и существенный реакреационный и оздоровительный потенциал природной местности (тайга, озера и т.д.).

«Юристы-предприниматели» рассматривали сибирскую идентичность как юридическую проблему, обсуждая тот факт, что часто попадание на постоянное место жительства в Сибири было связано с юридической санкцией (ссылка, поселение, предоставление на льготных условиях земли, отсутствие крепостного права и т.д.).

«Туроператоры» заметили, что достаточно часто уникальные сибирские природные условия (резкоконтинентальный климат с высокими перепадами температур) рассматривается как пассив, при этом в мире существует спрос на такие условия, достаточно только правильно перенаправить туристические потоки, сыграв на стереотипических представлениях о Сибири.

«Предприниматели в области развлечений» проанализировали экспорт и импорт реакреационныхтехнологий и пришли к выводам о существовании на этом рынке отрицательного торгово-экономического баланса, принципиально неправильной, на взгляд старшеклассников, колониальной модели «привоза в провинцию развлечений».

«Педагоги-предприниматели» разработали компетентностную карту Красноярского края, России и мира, на которой обозначили дефициты и избыток различных локальных знаний, умений и навыков.

«Производственники» рассмотрели кластерную модель современной экономики и выделили ряд направлений использования локальных ресурсов Красноярского края, благодаря которым можно сделать успешный производственный бизнес в этом регионе. 

Во второй день участники направления сконцентрировались на разработке позитивных сценариев развития Красноярского края в собственных отраслях. В основу каждого из таких сценариев лег локальный, «взрывной» проект развития. Более того, во второй день лидеры групп вступили в коммуникацию друг с другом, образовав своеобразный «совет директоров» направления. Т.е. речь в рамках направления шла не столько о развитии бизнеса в разных отраслях, сколько о согласованной экономической политике.

В основу региональной бизнес-модели положен был принцип наиболее длительного времени года, основных природно-климатических условий Красноярского края —  зима. Данная бизнес-модель напрямую, как отмечали участники направления, коррелирует с концепцией красноярской Всемирной Универсиады 2019 года, слоганом которой является «RealWinter».

Для жителей других регионов России, страны мира Сибирь ассоциируются с холодом, суровыми условиями проживания, медведями на улицах городов, основное транспортное средство для них здесь сани, реки скованы льдами, тайга напрямую примыкает к домам, единственный напиток, который употребляют местные жители – это водка и т.д. Участники направления посчитали возможным эксплуатировать данные стереотипы как бизнес продукты.

«Врачи-предприниматели» разработали концепцию сибирской медицины XXI века, экстремальной медицины – лечение холодом, лечение прорубью, лечение водкой, лечение укусами диких насекомых (пчел, муравьев и т.д.), лечение медвежьим жиром и пр.

«Юристы-предприниматели» создали проект «Домен .sib» как современный бизнес, использующий идею умеренного сибирского сепаратизма в качестве инструмента извлечения прибыли.

«Педагоги-предприниматели» спрогнозировали появление в Красноярском крае целого сектора образовательных услуг, связанных с обучением иностранцев выживанию в суровых климатических условиях, т.н. «Школа выживания».

«Специалисты в области развлечений» обдумывали идеи типичных сибирских развлечений – «взятие снежного городка», «осада острога», ресторан «Северное сияние», катание на медведях и пр. «Туроператоры» рассматривали возможность создания туров-зимовок для жителей теплых европейских стран (Италия, Испания, Франция и т.п.) в суровых сибирских условиях, где вместо отелей избы, а вместо экскурсионных автобусов — сани. «Производственники» также разрабатывали идею типичного сибирского средства передвижения — сани XXI века «Капсулу выживания» —- прицеп-трансформер, который одновременно может быть палаткой, лодкой, санями и т.д., обладает автономным питанием, высокой теплоизоляцией и прочностью.

Художественноетворчество: перспективные формы и сюжеты — 52 человека

Примечательно, что только 1 девочка была из Красноярска (остальные — из муниципалитетов края), а мальчиков в крыле было всего двое (в отличие, например, от крыла «Инженерная деятельность», где мальчиков было значительное количество; возможно, это говорит о предпочтениях различных гендерных групп в плане практик).

Работа крыла протекала достаточно ровно и последовательно. На старте руководитель в достаточно продолжительном (более 10 минут, что в соотношении с общим лимитом времени было весьма много) докладе обрисовал социально-экономический и социокультурный контекст творческих практик в Красноярском крае, ввёл критерии новизны и культурной значимости художественных проектов и соответствующих произведений, обрисовал условия, при которых в Красноярском крае в обозримом будущем может появиться всемирно значимая школа в каком-либо из видов искусства.

После этого, ведущий предложил участникам заявлять интересные им направления и тематические сюжеты художественного творчества, которые, с точки зрения участников могут или создать «красноярский» прорыв в сфере культуры, или, по крайней мере, «прославить» Красноярский край в масштабах России и мира. Режим такого заявления сам по себе не предполагал обоснования значимости предложенного сюжета или хода. Однако, участники посчитали должным в большинстве случаев раскрыть, почему именно интересное им направление в творчестве или частный сюжет в рамках этого направления будут способствовать превращению Красноярского края в мировой центр и прославлению Красноярска в России и мире. Это обсуждение уже сформировало социальный и региональный контекст работы группы, который в дальнейшем только конкретизировался применительно к каждому конкретному замыслу.

К концу первого дня компетентностной олимпиады, основные инициативные группы внутри крыла сформировали идеи, или, скорее, направления для поиска и разработок. В течение второго дня, появились относительно конкретизированные проектные идеи (точнее, проектные идеи разной степени конкретизации), которые и были представлены в третий день на стендовых докладах для экспертов

. Для расширения и укрепления понимания участниками структуры и системных связей выбранных ими творческих сюжетов и направлений в искусстве, а также для дополнительной субъективации участников относительно своих идей, во второй день компетентностной олимпиады был применен приём «Клубок партнёров». Он заключается в том, что авторам «учебной» проектной идеи, разработанной в некоем общем деятельностном пространстве (в данном случае, пространстве крыла) и общем контексте (в данном случае, контексте прорывного развития культуры и искусства в Красноярском крае) предлагается найти как можно больше партнёров среди других таких же авторов и договориться с ними о взаимодействии. Тайным умыслом ведущего было объединить некоторые группы между собой и, таким образом, сократить их количество. Этот умысел не удался, напротив, поиск партнёров и, соответственно, продумывание партнёрских предложений закрепило у школьников понимание сущности их замыслов и ценности для них данных замыслов (что, кстати, было более ценно в рамках замысла олимпиады). Однако, ход позволил задать крылу целостность и установить продуктивную коммуникацию между рабочими группами в его рамках.

Всего к экспертной защите подошло 12 проектных идей (из 14 сюжетов и тематик, заявленных изначально):

— Архитектура/инсталляция — проект здания, объединяющего в себе архитектурные особенности всех основных эпох Приенисейского края; внутри здание должно было быть музеем культуры;

— Кино — создание фильма, объединяющего в себе основные жанры кино и рассказывающего о всех основных особенностях Красноярского края в виде панорамы его истории;

— «Школа поэтов», воссоздающая/моделирующая «порождающую» культурную среду, в которой могут оформиться поэтические таланты российского и мирового уровня; лидер данной проектной группы (Зинаида Винокурова, Балахтинский район) стала одним из победителей олимпиады в личном первенстве;

— «Прыжок в искусство» — свободная художественная галерея, позволяющая аккумулировать и распознать неизвестные таланты в сфере визуального искусства, а также оформить и усилить их;

— «Музыка» — идея музыкального направления, основанного на пении acapella и сочетающего в себе традиционный фольклор и жанр бит-бокс как позволяющие усилить художественный эффект друг друга и достаточно развитые в Красноярске;

— «Этнический танец» — проект фестиваля этнических танцев народов Крайнего Севера Красноярского края, позиционирующего через танец основные ресурсные, конкурентные в современном мире черты национальных традиционных культур енисейского Севера, а также культивирующего «живую» аутентичную музыку как форму сопровождения хореографии (хамус, варган, и т.д.);

— «Журналистика» — идея обновления журналистского мастерства за счёт освоения им жанров художественной литературы как подходящих форм донесения информации до зрителя, а также за счёт «конструктивизации» подхода — ставки на изображение позитивных образцов, присутствующих в современной жизни;

— «Психологический фотопортрет» — изображение разных антропотипов современного Красноярского края (в том числе, его коренных народов), со ставкой на теантропотипы, которые могут задать образы ближайшего будущего для людей из других регионов России и из других стран;

— «Пейзажная фотография» — позиционирование ландшафтов разных частей Красноярского края (в том числе, антропогенных ландшафтов) как образцов красоты для людей из других регионов России и из других стран;

— «Декоративно-прикладное творчество» — создание «Вязаной комнаты», включающей в себя вязаные изделия, которые бы изображали главные достопримечательности Красноярского края;

— «Социальный ролик» — создание цикла социальной рекламы в форме мини-фильмов, изображающих образцы должного поведения и побуждающих зрителей к принятию/формированию у себя паттернов такого поведения;

— «Театральная ночь» — проект театрального фестиваля, позволяющего всем желающим познакомиться в сжатом времени с лучшими образцами профессионального и любительского театра, а также самим включиться в театральную постановку.

При всём различии этих проектов, нетрудно обнаружить в них общие черты:

— стремление воссоздать некую целостность, собрать разрозненные образы и артефакты в единую смысловую и выразительную структуру;

— стремление позиционировать образы Красноярского края на одном уровне с аналогичными по красоте образами общероссийской и мировой культуры;

— стремление создавать развивающие проекты, формирующие автора и/или зрителя, как за счёт прямого воздействия произведения, так и за счёт инфраструктур художественного творчества.

Ряд групп желает продолжать свои начинания после олимпиады и в связи с этим оформляет запрос на соответствующие по содержанию интенсивные школы.

В третий день участники направления оформили свои идеи в стендовые доклады и создали на общей выставке бизнес-центр холдинга предпринимателей «Круглый квадрат», где презентовали свои сценарии потенциальным инвесторам (именно в такой роли они рассматривали экспертов форума).

Инженерные технологии — 75 человек,

Первым этапом в работе был анализ развития инженерии в Красноярском крае. Участники «крыла» предложили 9 отраслей экономики Края, требующих ключевых инженерных и технологических решений: металлургия, нефтедобыча, строительство, машиностроение, медицина, космонавтика, добыча полезных ископаемых, энергетика, деревообработка и заготовка древесины. Все «инженеры» разделились на группы в соответствии с этими отраслями.

Выполняя первое задание, участникам необходимо было проанализировать сегодняшнюю ситуацию с инженерными технологиями в их отрасли. Участники подготовили групповые доклады для презентации на общей летучке. В них была отображена «карта» отрасли, а также предприятия, работающие на территории Красноярского края, и в первую очередь районов, где проживают сами участники. Кроме того, они попытались представить, какие инженерные решения и технологии применяются сейчас в этой отрасли.

На следующем этапе дети должны были ответить на вопрос - «Чем будет славен Красноярский край в 2030м году». Участники могли как предлагать проекты, так и строить прогнозы, опираясь на анализ проведенный в первый день Олимпиады, а также на информацию, полученную во время экспертных лекций или от тьюторов и экспертов работающих в группах. В результате обсуждения внутри «крыла» участники решили, что для них ответ на вопрос о «славе Красноярского края» -  это  инженерные решения и проекты, которые они будут создавать в будущем.

Ответы на эти вопросы легли в основу итоговых стендовых презентаций, подготовленных детьми для экспертизы и оценки на завершающем этапе работы.

Важно отметить, что открытые задания, не имеющие однозначных и точных ответов не только ни стали преградой для выполнения заданий, но даже не снизили активности и включенности участников в работу. Из 75 детей заявившихся в «крыло» — 90-95% приняли активное участие в его работе. Вероятно, это связано с так называемой одаренностью участников, а также с правильной актуализацией мероприятий организаторами и ведущим Олимпиады. Решение непростых, и одновременно важных для их жизни заданий, а также лояльность других участников команды к интеллектуальному действию позволила проявить себя каждому ребенку.

Управление и общественная деятельность — 70 человек

Число участников 70. Группы — администрация, педагогика, общественные организации, юриспруденция, управление человеческими ресурсами. Крыло изначально позиционировало свою деятельность, свой проект, как метапроект, то есть как проект, основной задачей которого будет выстраивание основной логики жизни в Крае в ближайшие 20 лет. 

Вопрос, поставленный перед крылом, выглядел так: какой уникальный для мира тип менеджмента дала Сибирь и Красноярский край? Этот вопрос ребята развернули в следующий: Какой уникальный тип человека был здесь, раз он требовал уникальной управленческой схемы? Есть ли он сейчас? Нужен ли он в будущем? Ответ, на который вышли группы крыла, можно выразить так: Край место, в котором происходило взаимодействие субъектов тех или иных процессов, то есть людей, реализующих тот или иной проект и обладающих определенными ресурсами. Тип управления здесь горизонтальный, максимально не бюрократизированный. Как в силу отдаленности от федеральных управленческих центров, природной необходимости выживать коллегиально, так и в силу наличия большого количества людей жестко державших свою субъектность и транслировавших это, людей способных положить некий тезис или идею и стоять за нее до конца. Вывод, на который ребята, вышли представляется мне так: «Мы можем дать миру новый тип управления, не похожий ни на западные  бизнес схемы ни на восточные корпорации. Горизонтальное управление».

Социально-экономическая аналитика и прогнозирование — 30 человек

В ходе групповой работы участникам предлагалось проанализировать социально-экономическую ситуацию в Красноярском крае и определить основные тенденции ее развития. После непродолжительного блиц-опроса было выявлено, что немалая часть участников еще не определилась с будущей сферой деятельности, профессией, практикой, вместе с тем, большинство не имеет представления о социально-экономическом анализе и прогнозировании, в связи с этим участникам было предложено, определившись с масштабом предполагаемой профессиональной стратегии, выбрать группу, в составе которой они будут работать, а именно:

— «Регион», группа, рассматривающая Красноярский край с точки зрения жителей Красноярского края;

— «Страна», группа, рассматривающая Красноярский край с точки зрения жителей Российской федерации;

— «Мир», группа, рассматривающая Красноярский край с точки зрения жителей любой страны на карте Мира.

Наиболее многочисленной группой оказалась группа «Регион», наименьшее количество участников было в группе «Мир».

По итогам работы в первый, аналитический, день, все группы крыла выделяли ряд общих характеристик социально-экономической ситуации в крае, а именно ресурсоориентированность экономики, большое количество предприятий добывающего сектора, отсутствие глубокой переработки ресурсов в регионе и как следствие, недополучение потенциальной добавочной стоимости производимых товаров. Вместе с тем в регионе присутствует развитая экономическая инфраструктура (транспортные и энергетические сети, развитая научно-исследовательская база в ряде направлений, наличие высококвалифицированных кадров и большое количество инвестиционных проектов находящихся на стадии проектирования и привлечения инвестиций). Все это свидетельствует, по словам участников, о высоком экономическом потенциале региона.

В отношении социальной политики единого мнения внутри крыла не было, так как группа «Регион» хоть и отмечала развитую инфраструктуру, но вместе с тем участники обсуждали большое количество проблем социальной сферы. Группы «Мир» и «Страна» напротив, отмечали исключительно ресурсы и потенциал региона, где могли бы быть реализованы различные федеральные или международные проекты (например, Универсиада 2019), но не могли оценить социальную ситуация региона как достаточно развитую и уникальную на фоне страны и мира. По всей видимости это связано с тем, что участники пытались найти конкретные социальные проекты и инициативы, но не сделали акцент на анализ социальных процессов и тенденций общественного развития края.

Во второй день участникам необходимо было определить направления для развития Красноярского края. В ходе общего заседания внутри крыла участники представили три стратегии развития региона. Группа участников, работавшая в масштабе Красноярского края говорила о необходимости освоения имеющихся ресурсов и территорий, предлагая усиливать реализуемую в регионе социальную и молодежную политику, которая могла бы по мнению участников увеличить приток квалифицированных кадров и предпринимателей, которые могли бы участвовать в реализации существующих инвестиционных проектов и создавать новые рабочие места в регионе. Группа, рассматривающая регион на уровне страны говорила о необходимости развития глубокой переработки некоторых ресурсов внутри региона. Можно сказать, что основная идея группы – создание в регионе или стране производств, которые сегодня налажены в других странах и работая исключительно на российском сырье, производят продукцию, пользующуюся растущим спросом на международных рынках. Как пример, участники приводили производство кремния в Железногорске, экспортируемого в Японию на дальнейшую переработку.

Группа «Мир» как основные направления развития Красноярского края выделяла создание кластера добывающего и перерабатывающего ценные редкоземельные металлы, которые сосредоточены в регионе, а так же максимальное развитие спортивной и культурной инфраструктуры региона за счет привлечения инвестиций под реализацию международных проектов с целью последующего развития в регионе туристического бизнеса.

Важным результатом работы крыла является тот факт, что хотя экономика региона, по мнению участников, и остается ресурсоориентированной, но основной потенциал молодые люди видят в развитии новых направлений промышленности (редкоземельный кластер, глубокая переработка кремния и т.д.), не связанных с нефтегазовой, металлургической и энергетической промышленностью, которые до последнего времени считались чуть ли не единственными точками роста региона. Вторым важным фактом является осмысление крупных инвестиционных (экономических и социальных) проектов как возможности создания современной инфраструктуры и последующего развития на базе нее средних бизнесов в туристическом секторе. Так же необходимо сказать о том, что хоть молодежь и отмечает некоторые положительные социальные тенденции (снижение уровня безработицы, рост численности населения и т.д.), для них социальная политика не является определяющим фактором развития региона, наиболее значимым фактором для молодежи является реализация каких-либо масштабных общественно-значимых проектов в регионе. Возможно, это связано с ориентацией участников на стратегии прорыва и как следствие снижение потенциальной значимости участия государства в их жизни.