Аналитический отчет о Форуме одаренных детей в форме Красноярской краевой компетентностной олимпиады (19-21 ноября 2013 года, ТВЦ "Сибирь").
[justify][size=12pt]
Технический отчет
Составитель: Валуев Николай.
Компетентностная олимпиада проходила в форме стратегической игры, в которой участвовало 300 детей.
Олимпиаду обеспечивало пять тьюторов (Галина Луппа, Антон Попов, Михаил Аверков, Андрей Шалимов, Игорь Лужецкий) - выпускников ШГО-Красноярск, один консультант (Илья Панкратов) - выпускник ШГО-Барнаул, один эксперт - кандидат философских наук, доцент СФУ (Семен Ермаков), специалист по техническому сопровождению (Николай Валуев), руководитель олимпиады доктор философских наук, главный научный сотрудник ФИРО МОН РФ - Александр Анатольевич Попов.
Также на Олимпиаде было прочитано пять экспертных лекций знаковыми персонами Красноярского края - представителями законодательной и исполнительной власти, бизнеса, политики, сферы искусства.
В ходе олимпиады участники распределились на пять крыльев по тематическим направлениям: Социально-экономическая аналитика и прогнозирование, Перспективные инженерные и технологические разработки, Управление и общественная деятельность, Предпринимательство и бизнес, Художественное творчество: перспективные формы и сюжеты.[/justify][/size][justify][size=12pt]
В крыльях участники работали по общему заданию, но в рамках направления своего крыла, задание было таким: "Качественно оценить и описать включенность и значимость Красноярского края в ведущие мировые и страновые процессы. Соотнести и оценить собственное профессиональное самоопределение с перспективами развития Красноярского края" (к отчету прилагается установочная презентация руководителя олимпиады "Семь причин жить и работать в Красноярском крае").
По итогу олимпиады были выявлены победители в индивидуальном рейтинге, в территориальном рейтинге и в рейтинге крыльев.
Индивидуальный рейтинг рассчитывался путем функционального комбинирования оценок из индивидуального голосования участников, тьюторского голосования, оценок экспертов и рейтинга крыльев.
Территориальный рейтинг высчитывался путем нахождения среднего рейтинга среди участников этих территорий.
Победившее крыло определялось с помощью голосования самих участников за крылья.
Организацию компетентностной олимпиады осуществлял Красноярский краевой дворец пионеров и школьников. Олимпиады прошла на высоком организационном уровне, представители дворца пионеров и школьников выразили желание к дальнейшему содержательному освоению данной технологии.
Тьюторские отчеты
Крыло: Бизнес и предпринимательство
Составитель - тьютор: Андрей Шалимов
Количество работавших в крыле детей:39 человек.
В рамках направления произошло разделение на группы по самоопределению старшеклассников в выборе будущей профессии: врачи, юристы, педагоги, производственники, туроператоры, специалисты в индустрии развлечений.
В первый день участники направления анализировали положение Красноярского края в области бизнеса и предпринимательства через призму своих индустрий. Так «врачи-предприниматели» отмечали критическую экологическую ситуацию в городах края (Норильск, Красноярск, Ачинск) и существенный реакреационный и оздоровительный потенциал природной местности (тайга, озера и т.д.). «Юристы-предприниматели» рассматривали сибирскую идентичность как юридическую проблему, обсуждая тот факт, что часто попадание на постоянное место жительства в Сибири было связано с юридической санкцией (ссылка, поселение, предоставление на льготных условиях земли, отсутствие крепостного права и т.д.). «Туроператоры» заметили, что достаточно часто уникальные сибирские природные условия (резкоконтинентальный климат с высокими перепадами температур) рассматривается как пассив, при этом в мире существует спрос на такие условия, достаточно только правильно перенаправить туристические потоки, сыграв на стереотипических представлениях о Сибири. «Предприниматели в области развлечений» проанализировали экспорт и импорт реакреационныхтехнологий и пришли к выводам о существовании на этом рынке отрицательного торгово-экономического баланса, принципиально неправильной, на взгляд старшеклассников, колониальной модели «привоза в провинцию развлечений». «Педагоги-предприниматели» разработали компетентностную карту Красноярского края, России и мира, на которой обозначили дефициты и избыток различных локальных знаний, умений и навыков. «Производственники» рассмотрели кластерную модель современной экономики и выделили ряд направлений использования локальных ресурсов Красноярского края, благодаря которым можно сделать успешный производственный бизнес в этом регионе.
Во второй день участники направления сконцентрировались на разработке позитивных сценариев развития Красноярского края в собственных отраслях. В основу каждого из таких сценариев лег локальный, «взрывной» проект развития. Более того, во второй день лидеры групп вступили в коммуникацию друг с другом, образовав своеобразный «совет директоров» направления. Т.е. речь в рамках направления шла не столько о развитии бизнеса в разных отраслях, сколько о согласованной экономической политике. В основу региональной бизнес-модели положен был принцип наиболее длительного времени года, основных природно-климатических условий Красноярского края – зима. Данная бизнес-модель напрямую, как отмечали участники направления, коррелируется с концепцией красноярской Всемирной Универсиады 2019 года, слоганом которой является «RealWinter». Для жителей других регионов России, страны мира Сибирь ассоциируются с холодом, суровыми условиями проживания, медведями на улицах городов, основное транспортное средство для них здесь сани, реки скованы льдами, тайга напрямую примыкает к домам, единственный напиток, который употребляют местные жители – это водка и т.д. Участники направления посчитали возможным эксплуатировать данные стереотипы как бизнес продукты. «Врачи-предприниматели» разработали концепцию сибирской медицины XXI века, экстремальной медицины – лечение холодом, лечение прорубью, лечение водкой, лечение укусами диких насекомых (пчел, муравьев и т.д.), лечение медвежьим жиром и пр. «Юристы-предприниматели» создали проект «Домен .sib» как современный бизнес, использующий идею умеренного сибирского сепаратизма в качестве инструмента извлечения прибыли. «Педагоги-предприниматели» спрогнозировали появление в Красноярском крае целого сектора образовательных услуг, связанных с обучением иностранцев выживанию в суровых климатических условиях, т.н. «Школа выживания». «Специалисты в области развлечений» обдумывали идеи типичных сибирских развлечений – «взятие снежного городка», «осада острога», ресторан «Северное сияние», катание на медведях и пр. «Туроператоры» рассматривали возможность создания туров-зимовок для жителей теплых европейских стран (Италия, Испания, Франция и т.п.) в суровых сибирских условиях, где вместо отелей избы, а вместо экскурсионных автобусов - сани. «Производственники» также разрабатывали идею типичного сибирского средства передвижения – сани XXI века «Капсулу выживания» - прицеп-трансформер, который одновременно может быть палаткой, лодкой, санями и т.д., обладает автономным питанием, высокой теплоизоляцией и прочностью.
Крыло:Художественное творчество: перспективные формы и сюжеты
Составитель - тьютор: Михаил Аверков
Количество работавших в крыле детей: 52 человека
Крыло компетентностной олимпиады, посвящённое творческим практикам, включило в себя 52 человека (из них 50 «изначальных», потом 1 человек перешёл в «управленческое» крыло, а 3 других присоединились к «творцам»). Примечательно, что только 1 девочка была из Красноярска (остальные — из муниципалитетов края), а мальчиков в крыле было всего двое (в отличие, например, от крыла «Инженерная деятельность», где мальчиков было значительное количество; возможно, это говорит о предпочтениях различных гендерных групп в плане практик).
Работа крыла протекала достаточно ровно и последовательно. На старте руководитель в достаточно продолжительном (более 10 минут, что в соотношении с общим лимитом времени было весьма много) докладе обрисовал социально-экономический и социокультурный контекст творческих практик в Красноярском крае, ввёл критерии новизны и культурной значимости художественных проектов и соответствующих произведений, обрисовал условия, при которых в Красноярском крае в обозримом будущем может появиться всемирно значимая школа в каком-либо из видов искусства. После этого, ведущий предложил участникам заявлять интересные им направления/тематические сюжеты художественного творчества, которые, с точки зрения участников могут или создать «красноярский» прорыв в сфере культуры, или, по крайней мере, «прославить» Красноярский край в масштабах России и мира. Режим такого заявления сам по себе не предполагал обоснования значимости предложенного сюжета или хода. Однако, участники посчитали должным в большинстве случаев раскрыть, почему именно интересное им направление в творчестве или частный сюжет в рамках этого направления будут способствовать превращению Красноярского края в мировой центр и прославлению Красноярска в России и мире. Это обсуждение уже сформировало социальный и региональный контекст работы группы, который в дальнейшем только конкретизировался применительно к каждому конкретному замыслу.
К концу первого дня компетентностной олимпиады, основные инициативные группы внутри крыла сформировали идеи, или, скорее, направления для поиска и разработок. В течение второго дня, появились относительно конкретизированные проектные идеи (точнее, проектные идеи разной степени конкретизации), которые и были представлены в третий день на стендовых докладах для экспертов. Для расширения и укрепления понимания участниками структуры и системных связей выбранных ими творческих сюжетов и направлений в искусстве, а также для дополнительной субъективации участников относительно своих идей, во второй день компетентностной олимпиады был применен приём «Клубок партнёров». Он заключается в том, что авторам «учебной» проектной идеи, разработанной в некоем общем деятельностном пространстве (в данном случае, пространстве крыла) и общем контексте (в данном случае, контексте прорывного развития культуры и искусства в Красноярском крае) предлагается найти как можно больше партнёров среди других таких же авторов и договориться с ними о взаимодействии. Тайным умыслом ведущего было объединить некоторые группы между собой и, таким образом, сократить их количество. Этот умысел не удался, напротив, поиск партнёров и, соответственно, продумывание партнёрских предложений закрепило у школьников понимание сущности их замыслов и ценности для них данных замыслов (что, кстати, было более ценно в рамках замысла олимпиады). Однако, ход позволил задать крылу целостность и установить продуктивную коммуникацию между рабочими группами в его рамках.
Всего к экспертной защите подошло 12 проектных идей (из 14 сюжетов и тематик, заявленных изначально):
— Архитектура/инсталляция — проект здания, объединяющего в себе архитектурные особенности всех основных эпох Приенисейского края; внутри здание должно было быть музеем культуры;
— Кино — создание фильма, объединяющего в себе основные жанры кино и рассказывающего о всех основных особенностях Красноярского края в виде панорамы его истории;
— «Школа поэтов», воссоздающая/моделирующая «порождающую» культурную среду, в которой могут оформиться поэтические таланты российского и мирового уровня; лидер данной проектной группы (Зинаида Винокурова, Балахтинский район) стала одним из победителей олимпиады в личном первенстве;
— «Прыжок в искусство» — свободная художественная галерея, позволяющая аккумулировать и распознать неизвестные таланты в сфере визуального искусства, а также оформить и усилить их;
— «Музыка» — идея музыкального направления, основанного на пении acapella и сочетающего в себе традиционный фольклор и жанр бит-бокс как позволяющие усилить художественный эффект друг друга и достаточно развитые в Красноярске;
— «Этнический танец» — проект фестиваля этнических танцев народов Крайнего Севера Красноярского края, позиционирующего через танец основные ресурсные, конкурентные в современном мире черты национальных традиционных культур енисейского Севера, а также культивирующего «живую» аутентичную музыку как форму сопровождения хореографии (хамус, варган, и т.д.);
— «Журналистика» — идея обновления журналистского мастерства за счёт освоения им жанров художественной литературы как подходящих форм донесения информации до зрителя, а также за счёт «конструктивизации» подхода — ставки на изображение позитивных образцов, присутствующих в современной жизни;
— «Психологический фотопортрет» — изображение разных антропотипов современного Красноярского края (в том числе, его коренных народов), со ставкой на теантропотипы, которые могут задать образы ближайшего будущего для людей из других регионов России и из других стран;
— «Пейзажная фотография» — позиционирование ландшафтов разных частей Красноярского края (в том числе, антропогенных ландшафтов) как образцов красоты для людей из других регионов России и из других стран;
— «Декоративно-прикладное творчество» — создание «Вязаной комнаты», включающей в себя вязаные изделия, которые бы изображали главные достопримечательности Красноярского края;
— «Социальный ролик» — создание цикла социальной рекламы в форме мини-фильмов, изображающих образцы должного поведения и побуждающих зрителей к принятию/формированию у себя паттернов такого поведения;
— «Театральная ночь» — проект театрального фестиваля, позволяющего всем желающим познакомиться в сжатом времени с лучшими образцами профессионального и любительского театра, а также самим включиться в театральную постановку.
При всём различии этих проектов, нетрудно обнаружить в них общие черты:
— стремление воссоздать некую целостность, собрать разрозненные образы и артефакты в единую смысловую и выразительную структуру;
— стремление позиционировать образы Красноярского края на одном уровне с аналогичными по красоте образами общероссийской и мировой культуры;
— стремление создавать развивающие проекты, формирующие автора и/или зрителя, как за счёт прямого воздействия произведения, так и за счёт инфраструктур художественного творчества.
Ряд групп желает продолжать свои начинания после олимпиады и в связи с этим оформляет запрос на соответствующие по содержанию интенсивные школы.
В третий день участники направления оформили свои идеи в стендовые доклады и создали на общей выставке бизнес-центр холдинга предпринимателей «Круглый квадрат», где презентовали свои сценарии потенциальным инвесторам (именно в такой роли они рассматривали экспертов форума).
Крыло: Инженерные технологии
Составитель - тьютор: Антон Попов
Количество работавших в крыле детей: 75 человек,
В ходе проведения Компетентностной олимпиады все ее участники были разделены на так называемые «крылья». Темой работы одного из «крыльев» стали «Перспективные инженерные технологии и технические разработки».
Первым этапом в работе был анализ развития инженерии в Красноярском крае. Участники «крыла» предложили 9 отраслей экономики Края, требующих ключевых инженерных и технологических решений: металлургия, нефтедобыча, строительство, машиностроение, медицина, космонавтика, добыча полезных ископаемых, энергетика, деревообработка и заготовка древесины. Все «инженеры» разделились на группы в соответствии с этими отраслями.
Выполняя первое задание, участникам необходимо было проанализировать сегодняшнюю ситуацию с инженерными технологиями в их отрасли. Участники подготовили групповые доклады для презентации на общей летучке. В них была отображена «карта» отрасли, а также предприятия, работающие на территории Красноярского края, и в первую очередь районов, где проживают сами участники. Кроме того, они попытались представить, какие инженерные решения и технологии применяются сейчас в этой отрасли.
На следующем этапе дети должны были ответить на вопрос - «Чем будет славен Красноярский край в 2030м году». Участники могли как предлагать проекты, так и строить прогнозы, опираясь на анализ проведенный в первый день Олимпиады, а также на информацию, полученную во время экспертных лекций или от тьюторов и экспертов работающих в группах. В результате обсуждения внутри «крыла» участники решили, что для них ответ на вопрос о «славе Красноярского края» - это инженерные решения и проекты, которые они будут создавать в будущем.
Ответы на эти вопросы легли в основу итоговых стендовых презентаций, подготовленных детьми для экспертизы и оценки на завершающем этапе работы.
Важно отметить, что открытые задания, не имеющие однозначных и точных ответов не только ни стали преградой для выполнения заданий, но даже не снизили активности и включенности участников в работу. Из 75 детей заявившихся в «крыло» — 90-95% приняли активное участие в его работе. Вероятно, это связано с так называемой одаренностью участников, а также с правильной актуализацией мероприятий организаторами и ведущим Олимпиады. Решение непростых, и одновременно важных для их жизни заданий, а также лояльность других участников команды к интеллектуальному действию позволила проявить себя каждому ребенку.
Крыло: Социально-экономическая аналитика и прогнозирование
Составитель - тьютор: Галина Луппа
Количество работавших в крыле детей: 30 человек
В ходе групповой работы участникам компетентностной олимпиады предлагалось проанализировать социально-экономическую ситуацию в Красноярском крае и определить основные тенденции ее развития. После непродолжительного блиц-опроса было выявлено, что немалая часть участников еще не определилась с будущей сферой деятельности/ профессией/ практикой, вместе с тем, большинство не имеет представления о социально-экономическом анализе и прогнозировании, в связи с этим участникам было предложено, определившись с масштабом предполагаемой профессиональной стратегии, выбрать группу, в составе которой они будут работать, а именно:
- «Регион», группа, рассматривающая Красноярский край с точки зрения жителей Красноярского края;
- «Страна», группа, рассматривающая Красноярский край с точки зрения жителей Российской федерации;
- «Мир», группа, рассматривающая Красноярский край с точки зрения жителей любой страны на карте Мира.
Наиболее многочисленной группой оказалась группа «Регион», наименьшее количество участников было в группе «Мир».
По итогам работы в первый, аналитический, день, все группы крыла выделяли ряд общих характеристик социально-экономической ситуации в крае, а именно ресурсоориентированность экономики, большое количество предприятий добывающего сектора, отсутствие глубокой переработки ресурсов в регионе и как следствие, недополучение потенциальной добавочной стоимости производимых товаров. Вместе с тем в регионе присутствует развитая экономическая инфраструктура (транспортные и энергетические сети, развитая научно-исследовательская база в ряде направлений, наличие высококвалифицированных кадров и большое количество инвестиционных проектов находящихся на стадии проектирования и привлечения инвестиций). Все это свидетельствует, по словам участников, о высоком экономическом потенциале региона.
В отношении социальной политики единого мнения внутри крыла не было, так как группа «Регион» хоть и отмечала развитую инфраструктуру, но вместе с тем участники обсуждали большое количество проблем социальной сферы. Группы «Мир» и «Страна» напротив, отмечали исключительно ресурсы и потенциал региона, где могли бы быть реализованы различные федеральные или международные проекты (например, Универсиада 2019), но не могли оценить социальную ситуация региона как достаточно развитую и уникальную на фоне страны и мира. По всей видимости это связано с тем, что участники пытались найти конкретные социальные проекты и инициативы, но не сделали акцент на анализ социальных процессов и тенденций общественного развития края.
Во второй день участникам необходимо было определить направления для развития Красноярского края. В ходе общего заседания внутри крыла участники представили три стратегии развития региона. Группа участников, работавшая в масштабе Красноярского края говорила о необходимости освоения имеющихся ресурсов и территорий, предлагая усиливать реализуемую в регионе социальную и молодежную политику, которая могла бы по мнению участников увеличить приток квалифицированных кадров и предпринимателей, которые могли бы участвовать в реализации существующих инвестиционных проектов и создавать новые рабочие места в регионе. Группа, рассматривающая регион на уровне страны говорила о необходимости развития глубокой переработки некоторых ресурсов внутри региона. Можно сказать, что основная идея группы – создание в регионе или стране производств, которые сегодня налажены в других странах и работая исключительно на российском сырье, производят продукцию, пользующуюся растущим спросом на международных рынках. Как пример, участники приводили производство кремния в Железногорске, экспортируемого в Японию на дальнейшую переработку.
Группа «Мир» как основные направления развития Красноярского края выделяла создание кластера добывающего и перерабатывающего ценные редкоземельные металлы, которые сосредоточены в регионе, а так же максимальное развитие спортивной и культурной инфраструктуры региона за счет привлечения инвестиций под реализацию международных проектов с целью последующего развития в регионе туристического бизнеса.
Важным результатом работы крыла является тот факт, что хотя экономика региона, по мнению участников, и остается ресурсоориентированной, но основной потенциал молодые люди видят в развитии новых направлений промышленности (редкоземельный кластер, глубокая переработка кремния и т.д.), не связанных с нефтегазовой, металлургической и энергетической промышленностью, которые до последнего времени считались чуть ли не единственными точками роста региона. Вторым важным фактом является осмысление крупных инвестиционных (экономических и социальных) проектов как возможности создания современной инфраструктуры и последующего развития на базе нее средних бизнесов в туристическом секторе. Так же необходимо сказать о том, что хоть молодежь и отмечает некоторые положительные социальные тенденции (снижение уровня безработицы, рост численности населения и т.д.), для них социальная политика не является определяющим фактором развития региона, наиболее значимым фактором для молодежи является реализация каких-либо масштабных общественно-значимых проектов в регионе. Возможно, это связано с ориентацией участников на стратегии прорыва и как следствие снижение потенциальной значимости участия государства в их жизни.
Крыло: Управление и общественная деятельность
Составитель - тьютор: Игорь Лужецкий
Количество работавших в крыле детей:70 человек
Число участников 70. Группы - администрация, педагогика, общественные организации, юриспруденция, управление человеческими ресурсами. Крыло изначально позиционировало свою деятельность, свой проект, как метапроект, то есть как проект, основной задачей которого будет выстраивание основной логики жизни в Крае в ближайшие 20 лет.
Вопрос, поставленный перед крылом, выглядел так: какой уникальный для мира тип менеджмента дала Сибирь и Красноярский край? Этот вопрос ребята развернули в следующий: Какой уникальный тип человека был здесь, раз он требовал уникальной управленческой схемы? Есть ли он сейчас? Нужен ли он в будущем? Ответ, на который вышли группы крыла, можно выразить так: Край место, в котором происходило взаимодействие субъектов тех или иных процессов, то есть людей, реализующих тот или иной проект и обладающих определенными ресурсами. Тип управления здесь горизонтальный, максимально не бюрократизированный. Как в силу отдаленности от федеральных управленческих центров, природной необходимости выживать коллегиально, так и в силу наличия большого количества людей жестко державших свою субъектность и транслировавших это, людей способных положить некий тезис или идею и стоять за нее до конца. Вывод на который ребята вышли представляется мне так:Мы можем дать миру новый тип управления, не похожий ни на западные бизнес схемы ни на восточные корпорации. Горизонтальное управление.
Экспертный отчет
Составитель - эксперт: Семен Вячеславович Ермаков (кандидат философских наук, доцент СФУ)
1. Отрадно, что появилась возможность оценивать компетентности школьников, а не только предметные результаты образования.
Важно, что любая компетентность включает в себя способность (владение способом деятельности, а в развитой форме — порождение способов в соответствии с конкретными ситуациями и задачами) и готовность (эта экзистенциальная характеристика интегрирует в себя волю, способность ставить и удерживать цель, психофизический базис, позволяющий начинать действовать и стремиться к достижению цели).
1.1. К оцениваемым компетентностям можно отнести:
— Коммуникабельность. Способность: определять речевое намерение в устной и письменной коммуникации, строить тексты, соразмерные предмету высказывания, и понимать тексты. Готовность: желание высказываться, желание понимать.
— Креативность. Способность: анализировать проблемные ситуации, моделировать схемы деятельности, строить заведомо не существующие или неизвестные схемы деятельности и действовать по этим схемам. Готовность: Желание странного.[1]
— Рефлексивность. Способность: видеть ситуацию в целом, собственное место и места, занятые иными участниками ситуации; выделять способ действия и границу его применимости; думать за других участников ситуации.[2] Готовность: эмпатия, эмоциональная и интеллектуальная чувствительность, децентрация.
1.2. Не существует способа определить, являются ли эти компетентности результатом образования либо случаются «по жизни», или представляют собой следствие сочетания искусственного (специально выстроенных образовательных ситуаций) и естественного (случившихся жизненных опытов[3]).
Отсюда рождается педагогический миф об одарённости, связанный с тем, что ученики, хотя бы частично освоившие перечисленные компетентности, не вполне вписываются в образовательный процесс «книжной» школы, более того, самим фактом своего существования проблематизируют композицию образовательного процесса.
2. В отличие от предметных образовательных программ, компетентносная программа строится как моделирование сложно организованной деятельности. В этой модели участники должны определить и занять свои места, и явить миру свои компетентности.
Соревновательный момент в компетентностной программе играет вспомогательную роль — стартовой энергетизации участника. После первых шагов участник энергетизируется собственной любознательностью, азартом, чувством авторства, чувством долга — имманентной основой интенциональности, вырастающей в готовность к действию и определению цели.
3. Речь, вроде бы, о школьниках. И мы можем говорить «будущий инженер» или «будущий предприниматель». Вот только «будущий поэт» или «будущий художник» говорить странно. А почему и предыдущее не странно? Человек может написать в пятнадцать лет стихотворение или мелодию, которые его прославят и войдут в золотой фонд мировой культуры, не так ли? А придумать новое техническое решение? Придумать новый тип услуги?
Если уж мы признаём тех, с кем мы имеем дело, «одарёнными», нужно дать им право быть не «будущими», а «настоящими».
И здесь проблематична любая педагогическая позиция. Кроме, может быть, тьютора или тренера.
В спорте это очень хорошо понимают.
Тренер не транслирует существующее знание. То есть, конечно, тренер должен владеть всей системой знаний и уметь при необходимости внятно изложить, но в первую очередь тренер работает на то, чтобы ученик — и одарённый ученик, в первую очередь — сумел связать собственные действия с культурным знанием.
А может быть, те, кого мы называем «одарёнными» — это и есть те, кто сумел связать собственное действие с культурным знанием без помощи учителя, тьютора, тренера? Или сумел найти себе тренера (или, может быть, мастера).[4]
Аналитический отчет руководителя олимпиады Александра Анатольевича Попова
Компетентностная олимпиада создана на основе технологии: "Новая география мира. Геоэкономика, Геополитика, Геокультура" (грант НФПК, Федеральный цифровой образовательный ресурс, руководитель А.А. Попов), оценочные процедуры были неоднократно апробированы в Школе гуманитарного образования и на двух Российских Компетентностных олимпиадах (Чебоксары 2012, 2013).
Содержание Компетентностных Олимпиад находится на пересечении школьных гуманитарных предметов и конструировании представлений о развитии своей малой Родины (края, округа, области), о собственных перспективах жизни. Такое "живое содержание" делает Олимпиады интересными и лично-присвоенными детьми, переводит накопленные ими знания из "отчужденных" (по Марксу) в ресурсное-компетентностное.
Оригинальная система оценивания (эксперты, другие участники, группа) стимулирует как "зеркало" и как бы делает независимую рефлексию движения отдельного человека.
Учредителями Олимпиады (в том числе и для попадани в Федеральный список) выступают такие организации: Московский Городской Педагогический Университет, Федеральный Институт Развития Образования, Высшая Школа Экономики, региональные организации. Сегодня становится "модным" играть в стратегии - возможно сделать моду и на Компетентностные Олимпиады.
В Красноярском крае Компетентностные Олимпиады могут стать продолжением Программы "Поколение XXI" и развитием проекта интеграции общего и дополнительного образования в целях реализации ФГОС. При этом естественно, что такое событие само по себе позиционирует систему образования как направленную на формирование гражданской идентичности нового поколения.
Таким образом, линия Компетентностных Олимпиад (не перечеркивая, а усиливая линию предметных олимпиад) продолжает дальнейшее позиционирование Красноярского края как лидера деятельностной педагогики и не только в теоретических разработках, но и в создании моделей новых образовательных институтов.
27.11.2013г.